ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена вкладу философии марксизма в формирование социально-критического направления западноевропейской философии. При исследовании данного вопроса важно разделять следующие понятия: марксизм как философское учение; марксизм как экономическое учение; марксизм как политическое учение. Среди отличительных особенностей марксистской философии можно выделить следующие:
- критика созерцательности предшествующей философии;
- акцент на социальной природе и практической направленности философского мышления.
Следовательно, объектом изучения данной работы является философия марксизма и его вклад в формирование социально-критического направления западноевропейской философии постмарксизма и неомарксизма.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что некоторые учёные убеждены, что основная идея марксистской философии остаётся популярной и по сей день. Основная идея заключается в концепции теории Маркса, а именно концепции развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса.
Марксистскую философию относят к этапу пост классической философии, который берёт своё начало в середине XIX века и непосредственно связан с переосмыслением строя классической философии.
Говоря о целях марксистской философии, можно сказать, что данная философия призвана критиковать сложившийся общественный строй и предложить способы его улучшения в соответствии с идеалом социальной эмансипации, или, другими словами, освобождения.
1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА
Основоположники марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс – выработали новое направление развития философии, согласно которому традиционные представления классической философии были трансформированы, задачи и цели философии были осознаны по-новому.
Впервые в истории развития философии её предназначение было связано с социальной критикой, которая должна была содействовать реализации идеала эмансипации общества и человека. Социоцентризм становится характерной чертой марксистской философии.
Предпосылками становления марксистской философии принято считать открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения живых организмов и теорию эволюции Ч. Дарвина [2, c. 233].
Не менее важную роль в становлении марксизма сыграли события индустриального общества в первой половине XIX в., которые особо остро поставили вопрос о необходимости сознательного регулирования социальных процессов [4, c. 666].
Таким образом, уже в середине XIX века благодаря ряду событий сложилась определённая социально-экономической среда. Среди таких событий выделяют следующие:
- буржуазные революции в Европе 1840-х гг.;
- появление первых признаков кризисного развития капитализма;
- обострение противоречий классового общества.
2 ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТМАРКСИЗМА И НЕОМАРКСИЗМА
Конец ХХ в. ознаменовался распадом Советского Союза, реставрацией капитализма в странах – бывших союзных республиках и других государствах бывшего социалистического лагеря. Авторитет марксизма как идеологической доктрины коммунистического пути развития человечества подвергся серьезным испытаниям. Но он по-прежнему остается высоким. Огромная часть населения постсоциалистических стран, столкнувшись с невиданными трудностями, продолжает видеть в марксизме учение, указывающее пути решения социальных проблем большинства. Под влиянием этих факторов ряд марксистов и его критиков стремится критически оценить идеологию строительства социализма КПСС, которую отождествляют с ленинизмом, с точки зрения ее соответствия подлинному марксизму и сделать футурологические поправки, опираясь уже на аутентичный, по их мнению, марксизм [1, с. 162].
Возрождает неомарксизм, который, пожалуй, следует назвать постмарксизмом. В наш техногенный век наблюдается все возрастающий интерес к философии техники. Она вместе с постмарксизмом настойчиво ищет решение злободневных проблем современности.
Неомарксизм – неоднородное и противоречивое течение. Лозунг «Назад к истинному Марксу!» прозвучал впервые в 30-х годах ХХ в. Его выдвинули представители франкфуртской школы Хоркхаймар, Адаржо и др. [2, с. 312].
В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.).
Традиционный неомарксизм обычно противопоставляет молодого К. Маркса, «философа антрополога», зрелому Марксу, автору «Капитала» с его «неромантической» ориентацией на научное знание. Теоретики неомарксизма отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя ее содержание только к обществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История представляет собой не что иное, как поэтапную смену конкретных поколений, каждое из которых использует средства, ресурсы, производительные силы, оставленные ему всеми предыдущими поколениями. Исторический процесс является процессом оформления и становления новых уникальных сообществ, где в конечном результате появляется новое интернациональное глобальное человечество.
Значительный вклад К. Маркса заключается в разработке диалектико-материалистической теории общества, основная мысль которой заключена в положении о способе производства материальных благ, который формируется объективно, т. е. независимо от воли и сознания граждан, и определяет в целом способ функционирования «социального организма». Из определенной формы материального производства формируется конкретная система общества, а также складывается определенное отношение людей к природе.
Изучив процесс становления и развития марксистской философии, мы можем сделать следующие выводы: марксизм, или марксистская философия, представляет собой диалектико-материалистическую философии, основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс; основным отличием данной философии является то, что марксизм – это, своего рода, практическая философия, которая нашла своё применение в реальной политике и экономике. Другими словами, в отличии от классической философии, которая исследовала и только пыталась объяснить мир, марксистская философия делает тоже самое, но с целью изменить мир; изменение мира, в свою очередь, понимается как политический процесс, связанный с принудительными действиями в социальном аспекте; сама революционная практика должна осуществляться деятельностью масс, а именно пролетариатом, интересы, которого заложены в основную идею марксистской философии – изменения мира.
1. Алексеев, П. В. История философии: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.
2. Гоббс, Т. Основ философии. Часть вторая. О человеке // Т. Гоббс.: Соч. в двух томах. М.: Мысль, 1989. Т. 1. – 622 с.
3. Кондрашов, П.К. Философия практики Карла Маркса и материализм / П.К. Кондрашов // Вестн. Ом. ун-та. – 2015. – № 3. – С. 79–84.
4. Полатайко, С.В. Исторический материализм К. Маркса и его современная оценка / С.В. Полатайко [и др.] // Вестник МГТУ. – 2012. – №3. – С. 666-671.
5. Спирин, А.Д. Становление человека и личности в философии К. Маркса / А.Д. Спирин // Вестник КузГТУ. – 2005. – №4.1. – C. 117-122
6. Философия: Учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.
7. Философия: учеб. пособие / Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевича. – Минск: Выш. шк., 2012. – 474 с.Фромм, Э. «Марксова концепция человека» // Фромм Э. Душа человека. – М.: «Республика», 1992. – с. 375 – 414.
8. Фромм, Э. Вклад Маркса в познание человека / Э. Фромм // Философия и общество. – 1998. – №3. – С. 234-250.
9. Штанько, В. И. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов / В. И. Штанько. – Харьков: ХНУРЭ, 2002. – 292 с.