Образ человека как предмет философского анализа изменение образа человека в истории культуры
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Образ человека как предмет философского анализа изменение образа человека в истории культуры»
по дисциплине: «Философия»
2021
15.00 BYN
Образ человека как предмет философского анализа изменение образа человека в истории культуры
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
I ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Проблема определения человека в философии
1.2 Диадичная модель человека
1.3 Триадичная модель человека
1.4 Идеи тела, души и духа
1.5 Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»
1.6 Основные стратегии интерпретации человека в философии
II ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблемой человека занимается такая отрасль философии как антропология. В системе философских знаний данная проблематика играет достаточно заметную роль. Совокупность онтологических, гносеологических и социально-философских построений того или иного философа находит свое смысловое единство и мировоззренческое обоснование именно в феномене человека. При этом сама специфика философского знания, которая связана не только с поисками ответа на вопросы «как» и «почему», но и «зачем», «во имя чего», обязательно включает в себя тот или иной идеал человеческого бытия, ценностные стремления которого и составляют реальный смысл Универсума, природы, социума.
Что бы ни наблюдал человек, над чем бы он ни размышлял – в итоге его больше всего интересует он сам. Философским осмыслением проблемы человека, его сущности, его жизни и деятельности, его места и роли в мире философия занимается с самого своего зарождения. Однако данная тема постоянно наполняется новым содержанием, изменяется ее роль в системе философских знаний.
Вопрос о том, что такое человек, восходит к глубокой древности и является специфическим выражением основного и самого важнейшего вопроса философии, который в религии к тому же приобрел в свое время особую остроту в связи с идеей сотворения человекам Богом.
Само собой вытекает, что теоретическая проблема человека могла возникнуть и возникла, как и сама философия, на достаточно высоком уровне развития и формирования социальных знаний. На низших ступенях древнего общества была сравнительно неразвитая личность человека, полностью поглощаемая и унифицируемая родоплеменным коллективом.
По мере того, как общество переходило к более высоким ступеням развития, с его расколом на классы, расширением и углублением социально-исторической практики и знаний о мире, уже в раннерабовладельческих обществах античности возникает непреодолимый интерес к человеку, человеческим поступкам, отношению к другим людям и к самому себе. Человек, его стремление раскрыть и усовершенствовать человеческую сущность, улучшить жизнь человека посредством рационального овладения силами природы становятся отправной точкой и объектом всей последующей европейской и общемировой культуры. Эта тенденция развития философской мысли развивается и в наше время.
Человек и его образ становятся предметом философского анализа. По мере развития общества изменяется и интерпретация образа человека в философии и в культуре в целом.
I ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Проблема определения человека в философии
Философское определение человека – задача весьма сложная, на нее нет однозначного ответа. Трудность заключается в том, что определение человека невозможно осуществить обычными методами. Человек слишком уникален, чтобы его можно было подвести под более широкое родовое понятие или специфицировать через соотнесение с чем-то противоположным. Наиболее распространенные тенденции – это рассмотрение человека как продукта природы или как «образа и подобия Божьего».
Единственный возможный путь философской реконструкции проблемы человека – это описание мира человеческого бытия, в котором собираются многообразные природные и социальные связи, конкретизируются идеи Универсума и Бога. Но в этом случае определение человека должно включать в себя все сферы бытия, и человек оказывается не только мерой всех вещей, но и результатом всех вещей. Аристотель писал, что «душа человека – «в известном смысле все».
Но данная всеохватность составляет достоинство человеческой личности, что серьезно затрудняет ее реконструкцию. Философия всегда как бы уходит от однозначных оценок и определений человека и переводит эту проблему к другим аспектам исследований. К примеру, И. Кант в своей концепции дал ответы на всеобщие антропологические вопросы (что я могу знать, что я должен делать и на что я смогу надеяться), но на главный философский вопрос («Что такое человек?») он не ответил.
При определении человека философия определяет его как точку пересечения различных проекций бытия, которые вбирают в себя природные, социальные и культурные особенности. В то же время собственно человеческие качества каждый раз оказываются той призмой, через которую осознается окружающий мир, общество и отвлеченные идеальные сущности. Например, в представлениях о природном мире всегда существовали определенные соотношения между идеей жизни как таковой и концепциями организации и строения тела человека. Так, в мифологическом сознании Космос представлялся как огромный организм, в котором солнце – это глаза, ветер – это дыхание, вода и реки – это кровь, земля и горные хребты – это кожа и костная система. Религиозные модели, которые разделили мир на земной и небесный, предопределили раскол души и тела в человеческом бытии. Научные трактовки природной жизни, которые оформились позже, диктовали сообразующиеся версии понимания тела как механизма или организма. Человек выступал в качестве природного существа, во всех культурах он был «малым миром» (микрокосмом), который воплощал в себе основные законы «большого мира» (макрокосма).
II ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
В истории философской мысли складывались разные образы человека.
Например, у Демокрита человек – часть космоса, единого порядка и строя природы, микрокосм, отображение и символ Вселенной. Аристотель определяет человека как живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. Франклин рассматривает человека как животное, производящее орудия. В классической немецкой философии человек выступает как субъект духовной деятельности, созидающий мир культуры, как носитель общечеловеческого сознания, всеобщего начала – абсолютного духа, разума. Кант видит в человеке существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В центре философского учения Фейербаха – человек, понимаемый как венец природы, как гармоничное единство «Я» и «Ты».
В настоящее время выделяются следующие философские концепции образа человека:
1) Античная: VIII в. до н.э. – середина IV в.
Согласно древнейшим религиозно-мифологическим представлениям люди были созданы богами. На фоне всемогущих богов человек являлся слабым и беспомощным существом, которое полностью зависит от своих создателей. И хотя боги одарили людей различными благами цивилизации и дали им возможность развиваться совершенствоваться, творцы не похожи на заботливых и любящих родителей: боги довольно жестоко обращаются с людьми, их приказы практически всегда зависят от сиюминутного настроения и своеволия.
В античности религиозно-мифологические представления о происхождении человека продолжают превалировать в массовом сознании. Одновременно появляются предположения некоторых философов, что жизнь и человек возникли естественным путем в ходе развития природы.
Характерным отличием античной культуры было понимание идеала человека как гармонично развитой личности. Тело и дух, физическое и интеллектуальное представлялись как неделимая целостность. Тело должно быть развитым, красивым вместилищем для души – образованной и нравственной.
Античный образ человека соотносится с уровнем развития общественного мышления того времени. Человек уподобляется вещи. Он сам вещь мира, вещь природы, вещь универсума. Здесь можно вспомнить тот факт, что Милетская (ионийская) школа, с которой в VI в. до н.э. по сути началась история философии, представляла основой всего сущего именно вещь: в воде, в воздухе. Даже позже, на зрелых стадиях развития античной мысли, когда древние греки не только вырабатывали идеи, но и создавали сложные концепции их происхождения и сущности, они не шли в их понимании дальше уподобления внешним вещам. В основе античной философии лежит натурализм Античная философия, в основе своей, натуралистическая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, философское определение человека – задача весьма сложная, на нее нет однозначного ответа. Из всего вышеперечисленного получается, что человек в самом общем плане может быть определен как конкретно-историческое единство микрокосма, микротеоса и микросоциума.
В философии существуют диадичная и триадичная модель человека. В диадичной модели человек рассматривается как единство биологического и социальных начал. В триадичной человек – это единство тела, души и духа.
Для объяснения и определения феномена человека в философии используются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
К основным стратегиям интерпретации человека в философии можно отнести натурализаторскую, экзистенциально-персоналистскую, рационалистическую и социологизаторскую концепции.
В истории философской мысли складывались разные образы человека. Выделяются следующие философские концепции образа человека:
1) Античная: VIII в. до н.э. – середина IV в.; космоцентричный образ человека;
2) Средневековая: середина IV в. – конец XV в.; теоцентричный образ человека;
3) Концепция Нового времени, включающую эпоху Просвещения – XVII – XIX вв.; антропоцентричный образ человека;
4) Новейшая или современная теория – XX – XXI вв.; персоноцентричный образ человека.
1 Философия: учебное пособие / Я. С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Мн.: Выш. шк., 2012. – 474 с.
2 Философия: учебное пособие / В. К. Лукашевич, Д. В. Баташев [и др.]; под. ред. В. К. Лукашевича. – БГЭУ, 2012. – 463 с.
3 Философия: учебное пособие / Ю. А. Харин, В. Ф. Берков, П. А. Водопьянов [и др.]; под общ. ред. Ю. А. Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.
4 Введение в философию: учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
5 Спиркин, А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
6 Андреев, И. Л. Происхождение человека и общества / И. Л. Андреев. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
7 История философии: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн.: Высш. шк., 2001. – 283 с.
8 Философия: учебник / В. Д. Губин [и др.]; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М.: Мысль, 2008. – 321 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты