Вопрос 1 (10). Естественная убыль продовольственных товаров
Вопрос 2 (27). Штриховое кодирование товаров. Методика расчета контрольной цифры штрихового кода
Список использованных источников
Вопрос 1 (10). Естественная убыль продовольственных товаров
Естественная убыль представляет собой потери товара (уменьшение его массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств товара, воздействия метеорологических факторов и несовершенства применяемых в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании, хранении и реализации.
Под порчей товара понимается ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей реализации и (или) в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).Нормы ее зависят от того, при каких обстоятельствах произошло уменьшение [2]:
– Хранение. Необходимо сопоставить объем принятого товара с объемом, который фактически присутствует на складе;
– Транспортировка. Объем продукции, полученной покупателем, сопоставляется с объемом, указанным отправителем в документации.
К нормируемым в соответствии с п. 1.3 статьи 171 НК потерям относятся, в частности: естественная убыль товаров, запасов; бой, лом товаров, запасов вследствие их хрупкости; порча товаров, запасов или повреждение потребительской тары, в которую они упакованы, что в свою очередь вызывает потерю потребительских свойств товаров, запасов; бой порожней стеклянной посуды и др [2].
НК не содержит специальных норм, регулирующих порядок расчета нормируемых потерь. Организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать алгоритм расчета потерь товаров, запасов в зависимости от специфики деятельности предприятия, сезонности, сроков и условий хранения товаров, запасов и иных объективных причин, влияющих на размер потерь.
Не все убытки могут быть отнесены к естественной убыли. К ней принадлежат уменьшения, вызванные факторами [1]:
– выветривание;
– распыление;
– крошение;
– таяние;
– розлив при манипуляциях с жидким продуктом;
– убыль вследствие длительного хранения, характерная для круп, муки.
Определение не распространяется на убытки, возникшие вследствие следующих причин [1]:
–брак продукции;
– технологические дефекты;
– утрата прежних характеристик объекта вследствие неправильного хранения, нарушения технологических условий;
– утрата качеств товара при ремонтных и профилактических работах, манипуляциях, проведенных внутри склада.
Вопрос 2 (27). Штриховое кодирование товаров. Методика расчета контрольной цифры штрихового кода
Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию.
Внешне штрих-код представляет собой комбинацию темных полосок (штрихов) и разделяющих их светлых полосок различной толщины.
Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода. Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины [3].
Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код.
Например, цифровой 13-разрядный код товара 4902580420222 включает:
– 49 – код страны;
– 02580 – код предприятия-производителя;
– 42022 – код товара;
– 2 – контрольное число.
Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешне торгового обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или путем приклеивания этикетки или ярлыка. Согласно требованиям проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие его отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров.
Значимость штрихового кодирования объясняется тем, что оно имеет ряд функций [4]:
– автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
– автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
– оперативное управление процессами товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;
– информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Внедрение штрихового кодирования связано с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в производство и торговлю. В результате этого появилась возможность упростить документальное оформление товаров на разных этапах.