Развитие волевой сферы у детей дошкольного возраста
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Развитие волевой сферы у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Развитие волевой сферы у детей дошкольного возраста
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1. Особенности проявления и развития воли у детей дошкольного возраста
2. Воспитание волевых качеств личности детей дошкольного возраста
Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом.
Превращение элементарных психологических функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку дошкольного возраста овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. "Осознанная функция, - указывал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможные действия. Осознать - значит в известной мере овладеть... Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству".
В словаре С.И. Ожегова так трактуется понятие воли: "Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние".
1. Особенности проявления и развития воли у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля над самим собой, – ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю нал положением своего тела на основании мышечных ощущений.
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Когда трехлетнему ребенку показывают картинку, изображающую детей на катке, и предлагают сказать, кто потерял варежку (варежка лежит на снегу, а один из катающихся изображен без варежки), он не может этого сделать. Для выполнения задания необходимо последовательно осмотреть все фигуры, а взгляд ребенка беспорядочно перескакивает с одной на другую.
2. Воспитание волевых качеств личности детей дошкольного возраста
В современных условиях повышается роль волевого воспитания подрастающего поколения. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы. Именно в раннем и дошкольном детстве закладываются основы физического и психического, в том числе волевого развития личности ребенка. Важность воспитания волевых качеств у старших дошкольников определяется также необходимостью психологической подготовки детей к школе (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.К. Котырло, Т.В. Тарунтаева и др.)
Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия.
Рассмотрим основные волевые свойства:
– Целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели.
– Решительность – волевое свойство личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения.
– Настойчивость – волевое свойство личности, проявляющееся в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеренной целью.
– Выдержка – волевое свойство личности, проявляющееся в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.
– Самостоятельность – волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.
Практическое задание
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них произвольных познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).
Психологические рекомендации по развитию восприятия
• Учить детей различать предметы на ощупь.
• Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
• Учить соотносить предметы по величине.
• Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
• Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
• Формировать умение составлять из частей целое.
• Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
• Различать основные признаки разных времен года.
• Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана — схемы.
• Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
• Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
• «Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
• «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» (ориентация в пространстве по плану — схеме).
• «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
Заключение
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данной периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля. Особенности процесса формирования этого элемента были подробнейшим образом изучены в предлагаемой работе. Актуальность данной темы обусловлена возрастающим значением дошкольного воспитания в современной системе образования в связи с повышенным вниманием к этой проблеме со стороны не только теоретиков психологии, но и практикующих психологов. Сейчас готовить к школе в детском саду начинают с трех лет. В связи с этим, объем игр, особенно сюжетно ролевых, значительно сокращен. Дети не знаю традиционные русские игры, зато умеют читать, писать и считать. Итак, из всего выше обозначенного можно сделать выводы о том, что роль современных детских учреждений во влиянии на формирование основных личностных качеств ребенка двояка.
Конечно же, преимущества раннего обучения очевидны только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будут иметь весьма печальные последствия не только в школе. В современной обстановке можно констатировать положительную тенденцию увеличения количества специальных детских учреждений, деятельность которых направлена на стимулирование личностного, а также эстетического развития дошкольников.
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
2. Дыгун М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.
3. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 c.
4. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2001.
5. Немов Р.С. Общая психология: учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.
6. Урунтаева Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева М., 2006.
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М., 2004.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты