Преемственность в работе учреждения, семьи и школы по формированию элементарных математических представлений
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Преемственность в работе учреждения, семьи и школы по формированию элементарных математических представлений»
по дисциплине: «Формирование элементарных математических представлений»
2021
15.00 BYN
Преемственность в работе учреждения, семьи и школы по формированию элементарных математических представлений
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Формирование элементарных математических представлений
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1. Пути реализации преемственности в формах и методах обучения
2. Показатели готовности детей дошкольного возраста к усвоению учебной программы по математике в 1-ом класс
3. Содержательная характеристика учебных программ дошкольного образования и общеобразовательных учреждения 1-4 классы
4. Взаимодействие с семьёй в процессе предматематического развития детей
5. Практическое задание: Разработать и оформить 2 формы взаимодействия с семьёй по формированию элементарных математических представлений у детей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности к математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни. Учебно-воспитательная работа в детском саду и школе должна представлять единый развивающий процесс.
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями [4, с.56].
Создание целостной педагогической системы предусматривает своеобразие развития ребенка на каждом этапе, взаимосвязь этих этапов, где каждый последующий является органическим продолжением предыдущего.
На занятиях по математике в детском саду в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности, что дает возможность ребенку безболезненно привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях [11].
1. Пути реализации преемственности в формах и методах обучения
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» - говорил Л.С. Выготский.
По определению выдающегося детского психолога Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.
Преемственность в формах организации и методах обучения:
-отказ от жестко регламентированной направленности обучения в детских учреждениях (статичных поз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятой руке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях.);
-максимальное обеспечение двигательной активности детей на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы);
-использование многообразия форм обучения «неурочного типа», включающих специфически детские виды деятельности на интегративной основе, объединение по подгруппам, организация деятельности кооперативного типа.
2. Показатели готовности детей дошкольного возраста к усвоению учебной программы по математике в 1-ом класс
Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, особенно конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.
Термин «готовность к школе» традиционно воспринимается педагогами дошкольного воспитания и школьными учителями достаточно однозначно, в основном с точки зрения готовности к изучению конкретных школьных предметов, что породило собственно систему предварительного тестирования знаний, умений и навыков дошкольников при поступлении в школу на конкретном содержательном материале (счет, решение примеров «в уме» и решение простых задач, чтение текстов, списывание слов и фраз и т.п.).
Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив.
Виды готовностей к школе:
1.Физическая. Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
2.Психологическая.
3. Содержательная характеристика учебных программ дошкольного образования и общеобразовательных учреждения 1-4 классы
Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Содержание учебной программы дошкольного образования разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года, образовательными стандартами дошкольного образования.
Содержание учебной программы представлено базовым компонентом и содержанием образовательных услуг сверх базового компонента в соответствии с количеством часов, установленным Типовым учебным планом дошкольного образования.
В содержании учебной программы дошкольного образования по ФЭМП осуществляется постепенно освоение знаниями, знакомство с геометрическими фигурами, временем и цифрами.
Содержание учебной программы 1 класса опирается на усвоенные знания в дошкольном образовательном учреждении.
Цель обучения математике на I ступени общего среднего образования – формирование знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения математике и другим учебным предметам на II ступени общего среднего образования, приобретение первоначального опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; формирование познавательных процессов и мыслительных операций обучающихся.
4. Взаимодействие с семьёй в процессе предматематического развития детей
В последние годы все больше внимания уделяется вопросам укрепления семьи и созданию соответствующих условий для выполнения ею задач развития детей. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.
С каждым годом общество придает большее значение воспитательным функциям семьи, создает условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.
Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по математике для родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки и т.п.
5. Практическое задание: Разработать и оформить 2 формы взаимодействия с семьёй по формированию элементарных математических представлений у детей
1 форма: Консультация «Формирование элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста»
Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Важно не столько дать знания по математике, сколько научить детей логически мыслить, развивать математическое мышление. В ДОУ хорошо известны и широко используются в практике игры и упражнения на развитие логики и математических представлений и умений. Педагоги в своей работе используют разнообразный развивающий дидактический материал. В ходе игр решаются задачи, способствующие развитию у дошкольников простейших логических операций (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, вывод). Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя, в процессе игры они складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме развивающих игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий в различных видах практической деятельности. Понятие - развитие математических способностей включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях.
Заключение
Преемственность в работе дошкольных учреждений по математическому развитию ребенка предусматривает непрерывность в образовании, взаимосвязь в методах, приемах, формах и средствах обучения, согласованность содержания программ и др. Преемственность является одним из принципов обучения и воспитания.
Формирование элементарных математических представлений в конечном счете есть лишь средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей, поэтому важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.
Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения, сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений. Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка. Формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей: доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; выставки наглядных пособий с описанием их использования; выставки детских работ и фотографий; открытые занятия по математике.
1. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – М. 2004. – 125 с.
2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во «Совершенство», 1998. – 218 с.
3. Давидович, А.О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты / А. Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – 76 с.
4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. –М., 2004. – 165 с.
5. Должикова, Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов. – М, 2008. – 126 с.
6. Ибрагимова, В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса / Ибрагимова В.Н. // Начальная школа. – 1988. – №10.
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2001. – 319 с.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 149 с.
9. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / Матюхина М.В. - М., 1984. – 98 с.
10. Миронов, А.В. Преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. – №11. – 87 с.
11. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр . и дополн . – СПб: ЦВПО, 2006. – 165 с.
12. Мурзина, Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. – №3. – 78 с.
13. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия». –2006. – 608 с.
14. Образовательные стандарты дошкольного образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 №137.
15. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт Образования. – 2019. – 417 с.
16. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития. – М., 2006. – 143 с.
17. Хацкевич, Р.П. Математика для дошкольников и младших школьников. – М., 1999. – 176 с.
18. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты