Вопрос 7. Технология выполнения контактных соединений пайкой.
Пайкой соединяют и ответвляют провода в тех случаях, когда нельзя применить все остальные – опрессовку, винтовые сжимы и сварку. Пайка должна обеспечивать надежность электрического контакта и необходимую прочность.
Для получения качественной пайки необходимо правильно выбрать привой и удалить пленку окиси соединяемых контактных поверхностей. При соединении медных жил пленка окиси удаляется перед пайкой, при соединении алюминиевых жил – в процессе пайки.
Пайка создает хороший электрический контакт, но это соединение непрочное, поэтому провода перед пайкой надо скручивать. Пайку медных жил сечением 1,0–10 мм2 производят паяльником. Для пайки применяют мягкие оловянисто-свинцовые припои марки ПОС.
При пайке медных жил окись удаляется путем зачистки поверхностей наждачной бумагой или напильником. В качестве флюса применяется канифоль или ее раствор в спирте, а также паяльный жир. Не рекомендуется при пайке медных жил применять в качестве флюса травленую соляную кислоту или нашатырь, так как они разрушающе действуют на пленку окиси и медную жилу.
Температура разогрева места пайки должна быть на 30–50 °C выше температуры плавления припоя и флюса. Низкая температура дает холодную пайку, имеющую малую механическую прочность и создающую ненадежный электрический контакт. Для предупреждения повреждений изоляции участок жилы длиной 2–3 мм до среза изоляции не облаживается.
Вопрос 32. Ремонт ВЛ напряжением выше 1000 В.
При текущих ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют следующие работы: верховые осмотры ВЛ; проверку установки опор, прочности соединительных мест, стрел провеса проводов, наличия опознавательных знаков и предупреждающих плакатов; перетягивание отдельных участков сети; замена поврежденных изоляторов и сгнивших элементов опор; ревизия и ремонт разрядников; расчистка просек; измерение изоляции, определение падения напряжения в линии.
Работы, выполняемые при капитальных ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В, включают в себя: ремонт фундаментов опор; плановую замену опор и их конструктивных элементов; ревизию и замену проводов, полную перетяжку линии; частичную замену изоляторов; выправление опор; проверку наличия трещин; испытание ВЛ.
Крен железобетонных опор на трассе можно устранить, не снимая напряжения с линии, если угол крена не превышает 20°, а скорость ветра – 10 м/с. Выправку как вдоль, так и поперек линии производят путем создания тяжения по тяговому тросу в сторону, противоположную крену опоры. Усилие в тяговом тросе увеличивают после откапывания опоры на нужную глубину. Котлован выправленной опоры засыпают землей с требованием. При обнаружении трещин в железобетонных опорах их промазывают битумом или цементным раствором. Перед промазывание цементным раствором тщательно очищают поверхность старого бетона опоры и увлажняют его. Залитые трещины затирают, места сколов наращивают.
При обнаружении повреждения провода на месте дефекта ставят метку и сообщают об этом бригадиру, который определяет метод ремонта.
При обрыве до 30 % проводок на место их повреждения устанавливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединения. Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также между двумя соединителями должно быть не менее 15 м.
Вопрос 57. Испытание силовых трансформаторов.
Отремонтированные трансформаторы проходят контрольные испытания, которые должны подтвердить высокое качество выполненного ремонта, отсутствие дефектов, соответствие характеристик трансформаторов паспортным значениям, а также требованиям стандартов:
Испытание трансформаторного масла осуществляют на электрическую прочность (пробой и диэлектрические потери). Для этого берут пробу масла и заливают ее в маслопробойный аппарат. Спустя 20 мин плавно повышают напряжение, наблюдая за стрелкой вольтметра, до пробоя. Выполняют 6 пробоев с интервалом 10 мин. Первый пробой не учитывается. Среднее арифметическое пробивного напряжения остальных пяти пробоев принимают за пробивное напряжение, которое должно быть не менее 25 кВ для трансформаторов с напряжением до 15 кВ включительно и не менее 30 кВ – с напряжением 15–30 кВ.
Коэффициент трансформации проверяют, чтобы убедиться в правильности числа витков, сборки схемы соединения обмоток и подключения отводов к переключателю. Одновременно подают напряжение (не менее 2% номинального) на все фазы трехфазного трансформатора и все ступени напряжения, отклонение по фазам не должно превышать 2%. При проверке группы соединения обмоток и их соответствие группе.
Измерение сопротивления обмоток постоянному току позволяет выявить дефекты, допущенные при ремонте: обрыв параллельных проводников обмоток; низкое качество соединений пайкой; плохой контакт в месте присоединения отвода к переключателю и др. перечисленные дефекты увеличивают сопротивление обмоток за счет повышения переходного сопротивления на дефектных участках. Измеренные сопротивления по всем фазам и ступеням не должны различаться более чем на 2 %.
Измерение токов, потерь холостого хода и короткого замыкания проводят для выявления таких дефектов и магнитной системы трансформатора, которые увеличивают ток холостого хода и дополнительные потери, снижающие КПД, а в отдельных случаях приводят к недопустимому нагреву. На обмотку НН подают симметричные напряжения частотой 50 Гц при разомкнутой обмотке ВН и плавно увеличивают его от нуля до номинального значения. При этом измеряют ваттметром мощность, потребляемую трансформаторов, а амперметр – линейные токи.