Предмет и основные функции философии
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Предмет и основные функции философии»
по дисциплине: «Философия»
2021
15.00 BYN
Предмет и основные функции философии
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
Введение
1. Объект и предмет философии
2. Метод философии
3. Функции философии
4. Роль философии в культуре
Заключение
Список литературы
Введение
Философия – "любовь к мудрости" (от греческого phileo – любовь и софия – мудрость) – возникла в Древней Греции и на Востоке, в Индии и Китае в седьмом и шестом веках до нашей эры. С тех пор постоянно возникают споры об объекте философских размышлений, о функции философии, о ее отношении к другим формам интеллектуальной деятельности человека.
Для греческого философа Платона философия – это созерцание вечного и непреложного. Пифагор видел в философии не открытие высшей истины, а только любовь к мудрости и нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в чудесах и ее объект – изучение "первых принципов и причин". В то же время, философия помогает нам увидеть цель деятельности. Философия не ищется ради пользы, "эта наука единственная свободная наука, потому что она существует исключительно ради своей собственной".
Действительно, первое введение в философию, как в качестве предмета, так и в качестве философского знания, вызывает много вопросов. Проблема осложняется тем, что ясные и абсолютные ответы фактических наук (естественных наук, например, ботаники, химии; точных наук, например, математики и т.д.) уже формируют определенный алгоритм мышления, соответствующий функциональным особенностям этих дисциплин.
1. Объект и предмет философии
В общем, объектом любого знания является та часть объективного мира, которая доступна для человеческой практики, духовного созерцания и созидания. В отличие от других способов и способов познания, философия исследует универсальные отношения, которые возникают между человеком и миром, в котором он живет. Объектом философии, таким образом, является система универсальных отношений, существующих в мире. Философия касается универсальных отношений независимо от того, где они реализуются – в природе, в обществе или в мышлении.
Между субъектом и структурой философии существуют прямые и обратные отношения. Субъективность придает структуре философии идею концептуального единства мира, а структура философии раскрывает в субъективности мира его конкретное богатство и бесконечное разнообразие.
Предмет философии условно делится на области, составляющие саму философию. В этом контексте в предмете философии выделяются два основных структурных аспекта:
• Онтологические отношения между человеком и миром, в которых раскрывается всеобщее и вселенское бытие.
• Гносеологические отношения, которые указывают на узнаваемость самого мира [1].
Структура философии может быть построена на разных фундаментах. Если этой основой является сам человек и его деятельность, то философия приобретает антропологический характер и структурируется в соответствии с целями, средствами и результатами деятельности.
В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины.
Онтология как доктрина общих законов бытия, в том числе доктрина природы (естественная философия), общества (социальная философия), человека (философская антропология), вселенной и космоса (космизм) и др.
Этика как доктрина нравственного отношения человека к миру.
На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия нравственности, философия политики, философия науки и др. Внутри каждого из этих полей формируются еще более мелкие подразделения. Таким образом, в философии науки сложился целый ряд дисциплин – философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.
2. Метод философии
У каждой науки есть свой метод. Однако философия функционирует как наиболее общая методология, и в этом суть ее собственной методики. Можно сказать, что философский метод (от греческого Methodos – способ познания) – это система наиболее общих методов теоретического и фактического познания реальности, а также способ построения и обоснования самой системы философского познания. Как и методы других наук, она проистекает из практической деятельности человека и по своему происхождению является отражением логики и закономерностей развития объективной реальности. Это верно, конечно, только для такой философии, которая основана на науке.
Философский метод задает общие принципы исследования и, по мнению Ф. Бэкона, сравним с факелом, который освещает путь. Однако различные философские школы и течения, в зависимости от своей специфики и понимания предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализм философских концепций соответствует плюрализму методов. Всех их объединяет теоретическое мышление, которое выражается в философских категориях, принципах и законах.
Если мы обратимся к более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, то сначала мы должны обратиться к материализму и идеализму. Их содержание уже обсуждалось выше. В данном аспекте необходимо обратить внимание на то, что они действуют как наиболее общие подходы и способы взглянуть на бытие и знания. С самого начала эпистемология во многом определяется тем, что считается первичным: Материя или Сознание, Разум или
Природа, т.е. материалистические или идеалистические помещения. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной реальности; во втором – как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующей в вещах (объективный идеализм), или как анализ собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет эпистемологию.
Следующим аспектом дифференциации философских методов является диалектика и метафизика. Диалектика относится, прежде всего, к доктрине наиболее общих законов развития бытия и знания, в то же время она действует как общий метод справляться с реальностью. Хотя это не всегда было так понятно. Происхождение и начало появления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто называют спонтанной или наивной диалектикой, считая, что взгляды первых философов на мир во многом были наивными. Но в то же время они видели это беспристрастно, в развитии и движении. Однако следует отметить, что уже тогда появилось другое понимание диалектики.
Таким образом, материалист Гераклит в своем учении уделяет внимание постоянному движению и изменению мира, взаимному переходу противоположностей в нем, то есть, прежде всего, "диалектике вещей", объективной диалектике. Идеалисты Сократ и Платон, жившие в тот же период, понимали под диалектикой искусство споров, диалога с целью уточнения понятий и установления истины. Мы говорим здесь о "диалектике понятий", о субъективной диалектике [2, с. 322].
В принципе, диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае это материалистическая диалектика, во втором – идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики (как и диалектического идеализма) является Гегель Г.В.Ф., создавший систему диалектики как теории и метода познания. А классиками материалистической диалектики (как и диалектического материализма) являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.
3. Функции философии
Объект и особенность философии не могут быть полностью объяснены, если не затронуть вопрос о ее функциях. Мы уже коснулись некоторых из них выше. Прежде всего, это функция мировоззрения, которая связана с абстрактно-теоретическим, концептуальным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что я хотел бы здесь добавить, это указать на двойную природу самих философских концепций, выраженную в их тяготении либо к научному знанию, либо к объективной истине, либо к псевдонауке.
Философия характеризуется системой взаимосвязанных и взаимодополняющих функций, предназначенных для реализации всего образованного умственного потенциала в реальности. Различные функции философии можно разделить с разными обоснованиями на разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного комплекса философских задач и задач.
Разнообразие функций философии обусловлено той ролью, которую философия играет в жизни человека. Философия – это не только интеллектуальная система мировоззрения, но и конкретный и практический способ существования человека в мире и отношение к миру. Философия проявляется как специально организованная структура и образ жизни самого человека, с широким спектром исторически открытых возможностей, от примитивных форм наивного натуралистического образа жизни (Диоген в бочке, современный хиппи, бомж), до интеллектуальной творческой жизни в виртуально-информационной кибер-реальности.
Философия функционирует в двух основных измерениях – созерцательном и творческом, которые взаимодействовали и чередовались в своем иерархическом господстве друг над другом на разных этапах истории и в разных проблемных областях философской реальности. В этом контексте в истории человечества изменились приоритет и степень активности различных функций философии.
Некоторые функции приобрели чрезмерную важность, вытеснив другие функции философии, которые не менее важны. Это привело к искажениям и искажениям самой природы философии. Таким образом, преобладание богословской функции в средневековой философии привело к тому, что сама философия стала слугой религии, а преобладание идеологической функции сделало советскую философию ревностным слугой научного социализма, научно обоснованным и идеологически пропитанным мировоззрением.
Судя по их функциям, все функции философии можно разделить на две большие группы – идеологические функции и методологические функции, направленные как на созерцательную, так и на творческую деятельность. К первой группе относятся функции мировоззрения, направленные на формирование общего, системного представления о мире в целом, его единстве и многообразии, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.
Среди функций мировоззрения есть такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-моральная, образовательная, художественно-эстетическая и другие.
Гуманистическая функция – одна из вечно живых функций философии, несмотря на то, что она растет и сжимается по значимости, осознавая в различных направлениях жизни исторически актуализированную проблему гуманизма и социальной гармонии [4, с. 246].
Информационно-отражательная функция заключается в организации универсальной основы содержания, в которой можно просто и ясно выразить всю бесконечную сложность и многообразие мира. Один из способов сделать это – через особый символический мир, использование сигналов, знаков, моделей и т.д.
4. Роль философии в культуре
Философия играет большую роль в развитии культуры.
Философия зависит от культуры, является ее выражением и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества – это основной процесс формирования и развития его духовной культуры. Главным критерием сферы духовной жизни общества является развитие индивидуального сознания: способность человека осознавать себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, степень развития образования, науки, информационной жизни общества.
Культура – это не объективация, не вещь, полученная в процессе обработки сознания, а состояния сознания, порождающие явления. Поэтому метафизике нет места в культуре, она никогда не видна. Напротив, фиксация состояний сознания однажды производит определенную последовательность, которая уже не спекулятивна, а res extensa разборчива. Как только утопический проект авторского "ноу-хау" об относительном горизонте смысла реализуется как реальная совокупность того, что потребляется всеми, с готовым вложенным изображением цельности. И даже после этого кажется, что нет ничего более естественного, чем культура [5, с. 147].
Итак, первое – это возможность описания, связанная с вопросом, а значит, и с парадоксом. Парадокс – пустая клетка смысла. Заполнение происходит в одном месте, в месте непрозрачности авторского мировоззрения. Парадокс заключается в том, что существование устойчивых (культурных) объектов возможно тогда, когда сознание, постоянно генерируя аналоги своих состояний, сводит их к образу, элементы которого образуют некое единство по отношению к общему основанию, т.е. коррелируют по ключевому атрибуту, который просто очевиден. Получается, что есть объект, когда в вещи заложено не единство, а различие. Умная задача разграничения родов вещей уже решена, и перед нами таблицы спецификаций "объектов" или "красивых" вещей. Но тогда мы никогда не узнаем, что является общей задачей экземпляра или машины, которая постоянно генерирует культурные миры (в конце концов, замораживание. они выглядят как замкнутые и коррелированные относительно оси времени). Эту задачу можно изучить только параллельно с этим экземпляром (или машиной), генерирующей вещи за единицу экзистенциального времени. Но каждому собранию культурного блага предшествует разборка, потому что акт творения уникален. Сознание всегда действует "от подола" и предполагает бесконечное умножение того, что есть, без непосредственной целеустремленности (иначе вещи культуры давно бы закончились).
Заключение
Чтобы определить проблему происхождения и сущности самой философии, охарактеризуем вкратце две основные точки зрения на природу философских знаний: научную (от латинского "scientia" – наука) и культурологическую. Научный взгляд определяет объект философского знания следующим образом: Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческой мысли. В культурологической схеме философия рассматривается как часть культуры, а ее объект определяется как способ понимания конечных основ культуры (жизненной смерти, счастья, смысла жизни и т.д.).
Методологически с этими схемами связаны теории происхождения философских знаний, гносеогенные и мифогенные.
Важнейшей функцией философии является смыслообразующая функция, содержание которой заключается в том, чтобы отсечь смысл бытия человека и человечества и сформировать такую картину мира, которая соответствует этому смыслу.
Остальные философские функции являются определяющими, и они объединяют философию, а не отличают ее от других мировоззрений и социальных феноменов (религии, политики, права, морали и т.д.). К ним относятся: когнитивные, информационные, оценочные и т.д.
Философию следует рассматривать как мировое явление, как часть культуры, и объектом ее рассмотрения будут определенные основы культуры и бытия, как социальные, так и индивидуальные.
1. А.С.Ахиезер, Об особенностях современной философии. //В Философии. 1996. №12. – С. 23 – 31.
2. В.Н. Лавриненко, Философия. МОСКВА: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.
3. А.Н. Огарков, Философия культуры: что это такое // Проблемы философии, N 2, 2004. – С. 51 – 52.
4. Философия: учебные пособия / под редакцией Н.Н. Винокурова. Новосибирск: НКАУ, 2003. – 408 с.
5. В Франкл, Человек в поисках смысла. М.: ИНФРАКРАСНЫЙ, 1991. – 368 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты