Мировая детская литература
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Контрольная
на тему: «Мировая детская литература»
по дисциплине: «Мировая детская литература»
2021
15.00 BYN
Мировая детская литература
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Мировая детская литература
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
1. Поэзия 1 половины ХХ века. Развитие темы природы, крестьянского быта, детства в стихах И. Бунина, К. Бальмонта, А. Блока, С. Есенина.
2. Педагогическая и литературная деятельность К.Д. Ушинского. Его книги «Детский мир» и «Родное слово» (общий обзор).
3. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству С.Я. Маршака.
Список использованной литературы
2. Педагогическая и литературная деятельность К.Д. Ушинского. Его книги «Детский мир» и «Родное слово» (общий обзор).
3. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству С.Я. Маршака.
Список использованной литературы
1. Поэзия 1 половины ХХ века. Развитие темы природы, крестьянского быта, детства в стихах И. Бунина, К. Бальмонта, А. Блока, С. Есенина.
Естественная точка отсчета нового литературного цикла в ХХ века - это 1917 год, в частности октябрь. Русская литература после 1917 г. стала развиваться в трех основных направлениях: литература русского зарубежья, литература, которая не признавалась официально и в свое время в СССР не печаталась; русская советская литература (по преимуществу социалистического реализма). Момент Октября обозначил чрезвычайно сильно усилившуюся тенденцию фактического огосударствления литературы. Первый этап в развитии русской литературы ХХ века - это 1917-1921 годы - годы революции и гражданской войны, годы так называемого военного коммунизма. Данное время являлось суровым испытанием для русской литературы, поскольку она стояла на грани физического выживания. Не менее тяжелой, чем материальная, была для литературы "страшных лет России" проблема выбора. Отношение к революции, отношения с революцией являлись главными вопросами для большей части писателей в новых, поменявшихся условиях. Данный процесс все больше и больше стал разводить художников. Целиком позицию победившего пролетариата приняли В. Маяковский, А. Серафимович, Д. Бедный, В. Брюсов. А. Блок, который призывал "всем сердцем, всем сознанием слушать революцию", видел в ней, в первую очередь, исторический взрыв "стихийных сил, варварских масс", которые были призваны заменить существующую цивилизацию чем-то новым, и его разочарование в дальнейшем было неизбежно. Появляется новая генерация поэтов – Крайский, Бедный, Полетаев – поэты пролетария. Самое крупное произведение этих лет – поэма А. Блока «12» (1918 г).
Главное место в литературе 1917-1921 годов принадлежало поэзии. Характерная особенность литературной жизни Москвы и Ленинграда - это массовые, повсеместные поэтические выступления - на заводах, в учебных заведениях; организация диспутов, выставок; особая популярность принадлежала поэтическим кафе ("Стойло Пегаса", "Кафе футуристов"). Центральные фигуры поэзии данных лет - А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин; рядом с ними выступали Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Хлебников, В. Каменский, Б. Пастернак, Э. Багрицкий, Н. Тихонов и множество других. Бурная эпоха революции смогла выплеснуть на поверхность также представителей массовой поэтической самодеятельности: пролеткультовцев, имажинистов, футуристов и прочих. Именно в поэзии наиболее ярко и полнее смог выразиться двуединый пафос времени: восторженные оды в честь революции (В. Маяковский, Д. Бедный, поэты-пролекультовцы М. Герасимов, В. Кириллов и Н. Полетаев) и такие же эмоциональные проклятья в ее сторону (М. Волошин, И. Бунин, З. Гиппиус и пр.). Потребовалась определенная временная дистанция для того, чтобы в русской литературе смог появиться более сложный, неоднолинейный взгляд на происходившие события. Данный новый, гуманистический взгляд наиболее ярко был выражен в поэзии того же Волошина и М. Цветаевой (цикл "Лебединый стан"). События гражданской войны здесь изображаются не с позиции "белого" либо "красного" лагеря; их показывают в качестве огромной исторической трагедии для всей России.
2. Педагогическая и литературная деятельность К.Д. Ушинского. Его книги «Детский мир» и «Родное слово» (общий обзор).
Детская литература и чтение в годы школы Ушинским рассматривались в качестве способа постижения народной культуры, богатства родного языка. Практическое воплощение идеи педагога получили в созданных им книгах для чтения «Детский мир» и «Родное слово». Они интересны в первую очередь тем, что дают представление о круге детского чтения того времени, а также знакомят с творчеством Ушинского как самобытного детского писателя, множество произведений которого будут составлять классику детского чтения.
«Детский мир». Книга “Детский мир” (1861) Ушинский создал в качестве учебного пособия для чтения на уроках русского языка в младших классах средних учебных заведений, для детей приблизительно 10-12 лет. Пособие включало две части, к каждой из которых прилагалась хрестоматия художественных текстов. Всего «Детский мир» включал 316 материалов, из которых 194 было написано самим Ушинским.
Отдавая предпочтение содержательности книги для детского чтения, Ушинский писал, что ей необходимо быть «по возможности занимательной». Язык ее должен быть простым, исключать “формальные украшательства”, а также подделку под детский способ выражения.
Тематика книги является обширной и разнообразной. Первый раздел включает рассказы о временах года, о человеке, строении его тела и его способностях (дар слова, ум, воля, вера). Затем следует знакомство с миром животных, растений, неорганической природой, строением Земли, географическими открытиями, городами и странами. В каждой части присутствует раздел, который посвящен истории России.
Основным жанром «Детского мира» являются небольшие научно-популярные статьи, которые написаны «деловым слогом», то есть в стиле научной прозы. Как правило, они принадлежат Ушинскому. «Деловым» - совсем не означает сухим и скучным.
Оригинальным был замысел Ушинского в соединении в учебной книге познавательного и художественного материала, предложении двух типов чтения: логического и художественного, эстетического (Ушинским он был назван «плавным и изящным»). Материал для него был представлен в хрестоматии. В хрестоматийную часть входило больше ста произведений художественной литературы: стихотворений, рассказов, басен, сказок. Среди авторов были следующие: Жуковский, Крылов (его басен очень много), Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов, Мей, Тургенев, Гончаров. Здесь же были изложены рассказы, сказки и басни самого Ушинского, народные былины в его обработке.
По мнению педагога, художественным произведениям, которые будут прочитаны одновременно с научно-познавательными, необходимо не просто оживить, дополнить знания, но также создать новое качество восприятия, развивать в единстве и мысль, и чувство, и дар слова. После чтения статьи «Яблоня» предполагалось ознакомить детей с басней «Листья и корни», во время чтения статей о временах года - обратиться к стихам Пушкина, Кольцова. Некоторые критики по этой причине упрекали Ушинского в утилитарном отношении к поэзии. Но Ушинский в предисловии к “Детскому миру” писал, что полагается на чутье педагога, его слово, которое обдуманно связывало различные тексты.
3. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству С.Я. Маршака.
1 тур
1.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
Вопрос: Назовите профессию героя стихотворения.
Ответ: почтальон из стихотворения С. Маршака «Почта»
2. Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
Вопрос: Какой герой произведения С. Маршака мог так поступить?
Ответ: человек рассеянный с улицы Бассейной из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
3.Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку …
- Отдайте мою собачонку!
Вопрос: Что сдавала на хранение дама, отъезжающая в другой город?
Ответ: Багаж из одноименного стихотворения С. Маршака «Багаж»
4.Петя маме говорит:
— Можно, мама, спать при свете?.
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: — Нет!
—Щелк — и выключила свет.
Вопрос: Почему Петя хотел спать при свете, чего он боялся?
Ответ: темноты. Стихотворение С. Маршака «Чего боялся Петя»
5. -Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Вопрос: Кому не нравился голосок матери?
Ответ: мышонку. Сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
6. Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
- Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
1. Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.А. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. М., 2000.
2. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, Н.Я., Арзамасцева. И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей / Н.И. Кузнецова, Н.Я.Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. М., 1995.
3. Кудрявцева, Л.С. Художники детский книги / Л.С. Кудрявцева. М., 1998.
4. Писатели мира детям. Хрестоматия художественной детской литера-туры / Сост. Э.И. Иванова. М., 1991.
5. Рассказы об авторах ваших книг. XX век / Под ред. Н.Я. Мещеряковой. М., 1997.
6. Русская литература для детей / Под ред. Т.Д. Полозовой. М., 1997.
7. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь / Под ред. А.В Терновского. М., 1997.
8. Сетин, С.И. История русской детской литературы: Конец XVIII - первая половина XIX в. / С.И. Сетин. М., 1990.
9. Баразна, М. Белорусская книжная графика / М. Баразна. Минск, 2001.
10. Автухович, т.е. мировая детская литература / Т. Е. Автухович. – Минск: Литература и искусство, 2010.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты