Дидактическая игра
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Дидактическая игра»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Дидактическая игра
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Поделиться
Введение
1. Сущность и значение дидактической игры детей дошкольного возраста
2. Виды и структурные компоненты дидактической игры
3. Педагогическое руководство дидактической игрой детей разного дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Игра - это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
1. Сущность и значение дидактической игры детей дошкольного возраста
За всю историю всего человечества сформировалось множество видов игр. В соответствии с классификацией С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они будут возникать (ребенка либо взрослого), объединяют в три группы:
- игры, которые возникают по инициативе ребенка (либо группы детей), - самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные);
- игры, которые возникают по инициативе взрослого и старших
детей;
- организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
- игры, которые идут от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место занимают дидактические игры. Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами, которые специально создаются педагогикой с целью воспитания и обучения детей. Данные игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время они будут проявлять воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение игры в воспитании детей рассматривают во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление отражено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру являлись отражением религиозно-мистических основ его педагогической теории. Процесс игры, по утверждению Ф. Фребель, является выявлением и проявлением того, что было изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, как считает Фребель, будет познавать божественное начало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра будет развивать ребенка физически, обогащать его речь, мышление, воображение; игра - это самая типичная деятельностью ребенка дошкольного возраста. По этой причине основа воспитания ребенка в детском саду, по мнению Фребеля, - это игра. Он разработал разные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Данным играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», как считал Фребель, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чуждой и непонятной детям. Для методики проведения игр была характерна сухость и педантизм. Дети играли, как правило, по указанию взрослого.
Дидактическое направление применения игры характерно и для современной английской педагогики. Самостоятельная твор¬7ческая игра детей применяется в качестве метода обучения: играя, дети будут упражняться в счете, знакомиться с окружающим миром (растениями и животными), с принципами работы несложных машин, узнавать причины плавания тел и т. п. Большое значение имеют игры-драматизации. Они будут помогать детям «войти в атмо¬7сферу» того либо иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбирают эпизоды из сказок, религиозные истории. Иг¬7ра, таким образом, будет выступать в качестве образовательного метода.
2. Виды и структурные компоненты дидактической игры
В дошкольной педагогике все дидактические игры, как правило, разделяют на три основных типа: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
С детьми раннего возраста применяют дидактические игры с игрушками и картинками, словесные не используют. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети будут учиться сравнивать, устанавливать сходство и различие между предметами. Ценность данных игр заключается в том, что при помощи их дети будут знакомиться со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере того, как дети приобретают новые знания о предметной среде, задания в играх будут усложняться: ребята упражняются в определении предмета по какому-то одному качеству, объединяют предметы по данному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и т.д.), что является весьма важным для развития абстрактного, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, которые резко отличаются друг от друга по свойствам, поскольку малыши еще не способны находить едва заметные различия между предметами. Играя с куклами, дети развивают культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, к примеру, заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, переносящееся затем и на своих сверстников.
Игры с природным материалом воспитателем организуются во время прогулки, в непосредственном контакте с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В данных играх будут закрепляться знания детей об окружающей их среде, формироваться мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитываться любовь и бережное отношение к природе.
Настольно-печатные игры являются интересным занятием для детей. Они бывают разных видов: парные картинки, домино, лото.
Подбор картинок по парам. Самым простым занятием в данной игре является нахождение среди разных картинок двух абсолютно одинаковых. После этого задание усложняют: ребенок должен объединить картинки не только по внешнему виду, но и по смыслу: например, найти два самолета. Они могут быть совершенно разными и по форме, и по цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь необходимо некоторое обобщение, установление связи между предметами. К примеру, в игре «что растет в саду» (огороде, лесу) детям необходимо подобрать картинки с соответствующими изображениями растений. Запоминание состава количества расположения картинок. Также игры проводят с предметами, к примеру, в игре «отгадай какую картинку спрятали» детям необходимо запомнить содержание картинок, после чего определить какая из них была перевернута рисунком вниз. Данная игра способствует развитию памяти, запоминания, припоминания. Игровые дидактические задания данного типа игр заключаются также в закреплении у детей знаний о количественном порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди), умении связно говорить об изменениях, произошедших с картинками, об их содержании.
3. Педагогическое руководство дидактической игрой детей разного дошкольного возраста
Дидактические игры организовывают по плану в часы занятий. Помимо этого, в часы, которые отведены для игр, детям предоставляется различный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, в небольших группах, а в некоторых случаях и всем коллективом.
План предусматривает подбор игр и материалов к ним на основании общего плана педагогической работы.
Наблюдение за самостоятельными играми детей будет давать возможность определить их знания, уровень умственного развития, а также особенности поведения. Это будет подсказывать педагогу, какие игры являются полезными для ребенка, в чем он хорош, а в чем отстает.
В дидактических играх, а также на занятиях, используют различные методы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр является своеобразной. Необходимо поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей на протяжении всей игры. Для этого педагогу необходимо стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина будет легко устанавливаться, если дети сами заинтересованы в соблюдении правил и следят за этим.
В игре будут неуместны требования, которые не связаны с ее задачей и правилами. К примеру, в игре «Наоборот» совсем не нужно, чтобы дети давали исчерпывающий ответ, поднимали руку, как это делается на уроках. Но в данной игре присутствуют свои строгие правила: отвечать может только тот, кого спрашивают, отвечать нужно быстро, одним словом; подсказки запрещены; в случае ошибки, спрашивают другого. Роль водящего, как правило, выполняется педагогом, для детей это трудно.
Дидактические игры являются кратковременными (10-20 минут), и необходимо, чтобы все это время не снижалась умственная активность игроков, не снижался интерес к поставленной задаче.
Особенно важно это отслеживать в коллективных играх. Нельзя допускать, чтобы один ребенок решал задачу, а другие бездействовали. К примеру, в игре «Что изменилось?» можно вызывать детей по очереди, но в этом случае активной умственной работой будет занят только один из игроков, остальные будут только наблюдать. Как правило, при таком проведении игры дети будут быстро утомляться от пассивного ожидания. Иная картина будет наблюдаться, если та же задача будет предложена всем игрокам: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, после чего педагог должен закрыть игрушки ширмой либо предложить детям закрыть глаза, и переставить игрушки. Всем детям необходимо заметить изменения.
Заключение
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.
Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
1. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2021. – 464 с.
4. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
5. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2007. – 416 с.
6. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2017. - 144 c.
7. Околелов, О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. - РнД: Феникс, 2016. - 222 c.
8. Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности : учеб. пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 223 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты