Экологический подход к содержанию насекомых в учреждениях дошкольного образования
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Экологический подход к содержанию насекомых в учреждениях дошкольного образования»
по дисциплине: «Основы природоведения»
2021
15.00 BYN
Экологический подход к содержанию насекомых в учреждениях дошкольного образования
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы природоведения
Вариант: 9
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
1. Видовое разнообразие насекомых Беларуси
Животный мир Республики Беларусь является неотъемлемым компонентом окружающей среды и биологического разнообразия Земли, охраняемым природным ресурсом, требующим рационального использования. Биологическое разнообразие характеризуется достаточно выраженной ландшафтной дифференциацией, что определяется историческими и географическими факторами.
Фауна Беларуси в настоящее время включает 469 видов позвоночных животных и более 30000 видов беспозвоночных различных групп (простейшие, мшанки, моллюски, черви, насекомые, паукообразные, ракообразные и другие членистоногие). Изученность различных таксонов неодинакова вследствие существенных различий их видового разнообразия и хозяйственной значимости для человека.
Особенно выделяется разнообразием класс насекомых, что вполне понятно, так как они составляют 70% всех видов животных, населяющих землю. Среди насекомых наиболее изученными в видовом отношении в Беларуси являются такие крупные группы, как жесткокрылые (жуки), чешуекрылые (бабочки), перепончатокрылые и ряд более мелких отрядов или семейств. В настоящее время известно 3238 видов жесткокрылых, около 1600 – чешуекрылых, около 800 – перепончатокрылых, около 100 – полужесткокрылых (клопов), 90 – равнокрылых (стрекоз), около 200 – двукрылых (мух), 58 – прямокрылых и целый ряд видов из более мелких отрядов. Значительное количество видов из перечисленных групп относится к разряду вредителей сельского и лесного хозяйства. Известно, что 1/3 выращенного урожая уничтожается насекомыми–вредителями. К наиболее опасным вредителям относятся представители совок, листоверток, огневок, шелкопрядов и другие из отряда чешуекрылых; долгоносиков, короедов, усачей, листоедов из отряда жесткокрылых; пилильщиков – из перепончатокрылых, саранчевых – из прямокрылых и др. Многие виды насекомых являются паразитами важнейших вредителей леса и играют большую роль в подавлении их численности. Часть насекомых являются хищниками и также способствуют снижению численности вредителей.
Из кровососущих насекомых изучены клопы, блохи (38 видов), двукрылые, мокрецы (42 вида), комары (37 видов), мошки (более 20 видов), слепни (33 вида), вши (более 10 видов). Из других членистоногих довольно полно изучены пауки (свыше 400 видов) и клещи (около 600 видов)
Красная книга Республики Беларусь представляет собой издание, содержащее список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Беларуси видов (в том числе подвидов) диких животных и дикорастущих растений. Без этого издания трудно приступать к разработке рекомендаций и практическим действиям по спасению редких и исчезающих видов. Книга получила название Красная для придания ей емкого и авторитетного значения в связи с тем, что красный цвет символизирует сигнал опасности.
Красные книги и списки – наиболее широко используемые в сфере охраны природы всех стран мира документы, предназначенные для сосредоточения внимания на видах, имеющих высокую природоохранную значимость. Развитие человечества сопровождалось разрушением среды обитания организмов, изменением природных ландшафтов, нарастающей эксплуатацией биологических ресурсов.
2. Объем знаний о насекомых в разных возрастных группах
Объем знаний о насекомых в учебной программе дошкольного образования.
От 2 до 3 лет
Представления о (об):
животных ближайшего окружения: птицы (ворона, воробей и др.), насекомые (бабочка, жук), звери, аквариумные рыбки;
строении животных, отдельных частях тела, размере, форме;
ярких отличительных признаках внешнего вида конкретных животных (у коровы, козы - рога, у петуха - гребешок и т.д.);
особенностях движения животных (собачка бегает, птичка летает, рыбка плавает и т.д.); звуков, издаваемых разными животными;
детенышах животных.
Умения:
различать, называть животных и их детенышей;
показывать и называть части тела животного;
подражать звукам и движениям животных.
Дидактические игры: "Говорящие кубики", "Кто к нам в гости пришел?", "Лесные животные", "Домашние животные", "Кто и где живет?" и другие
Подвижные игры: "Зайчики", "Котята", "Наседка и цыплята" и другие.
От 4 до 5 лет
Представления о (об):
разнообразии животных: дикие и домашние; хищные, растительноядные и всеядные; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие и так далее;
признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и другие; об уникальности каждого животного;
животных огорода, сада, парка, цветника;
сезонных изменениях в жизни животных;
отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (3 - 4 птицы (голубь, воробей, ворона, ласточка и др.), 3 - 4 обитателя водоема (щука, карась, лебедь, лягушка и др.), 6 - 8 зверей (кошка, собака, белка, еж, заяц, лиса и др.), 3 - 4 насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель и другие).
Умения:
различать и правильно называть достаточно большое количество животных, их характерные признаки;
соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);
осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, мытье кормушек и поилок, уход за аквариумом.
3. Отбор насекомых уголка природы для разных возрастных групп
Младшая группа
Воспитатель обращает внимание на порхающих бабочек около цветов, поймав бабочку сачком, сажает ее в садок (стеклянную банку) и рассматривает с детьми. Уточняет: бабочки бывают и желтые, и белые, и разноцветные. Воспитатель называет бабочек (лимонница, голубянка), помогает описать их: голубянка - небольшая бабочка ярко-голубого цвета с белыми пятнами на крыльях; у лимонницы желтые крылья, на каждом по две красные точки, усы тоже красного цвета. Педагог показывает, как нужно осторожно брать насекомое в руки, чтобы не причинить ему вреда. Объясняет, что крылья у бабочки нежные, хрупкие, покрыты пыльцой - за них держать бабочку нельзя. Любопытно понаблюдать, как бабочки перелетают с одного цветка на другой; обратить внимание ребят на то, что белую бабочку трудно разглядеть на белом цветке, а желтую - на желтом.
Средняя группа
Воспитатель знакомит детей с наиболее часто встречающимися жуками и бабочками, показывает их поближе, осуществляет наблюдение за передвижением по земле и воздуху, рассказывает о пользе насекомых, отмечает жуков и бабочек на тех растениях, которые они чаще посещают.
Посадив ненадолго жука или муху в коробку, можно послушать, как они жужжат. Дети начинают различать насекомых по издаваемым звукам: кузнечик стрекочет, жук жужжит.
Старшая и подготовительная группы
Важно сначала рассказать ребятам об особенностях внешнего вида того или иного насекомого, показать характерные признаки конкретного представителя этого класса, подчеркнуть общие и отличительные черты насекомых.
Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы дошкольникам, являются наиболее контрастными представителями своего класса, имеют ярко выраженные особенности внешнего вида и способов передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочек – павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии. Программное содержание такого наблюдения может быть следующим: на основе непосредственного восприятия формировать у детей знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки и жука; учить находить сходство и различие во внешнем строении (у бабочки крылья большие и мягкие, у некоторых бабочек с красивыми разноцветными узорами, у жука - сверху жесткие и гладкие; бабочка и жук летают, в отличие от бабочки жук еще и ползает); правильно называть части тела насекомого, его характерные особенности; воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым.
Иногда дети затрудняются ответить на вопрос, есть ли ноги у насекомых. Тогда воспитатель предлагает рассмотреть ноги насекомых через лупу. Дети удивляются: "Такие маленькие, а так много ног. У птичек бывает две лапки, у кошек – четыре, а у жука и бабочки - много". Воспитатель подтверждает высказывания детей: у различных животных разное количество ног, а у насекомых их бывает шесть – поэтому они называются шестиногими. С помощью лупы рассматривают усы жука и бабочки, отмечают, что у жука (божьей коровки) усы короче. Сравнивая, дети устанавливают различие и в передвижении этих насекомых: "Бабочка не ползает, а жук ползает и летает".
4. Обустройство садков и инсектариев для содержания насекомых
Инсектарий – это искусственное жилище для насекомых, сделанное в банке или в старом аквариуме, который закрывают металлической сеткой или марлей. Дно покрывают слоем песка, смешанного с землей; из грунта выкапывают кустики травы, цветущего клевера или других некрупных растений; можно также поставить банку с букетиком сорванных луговых цветов.
В таких условиях длительное время могут находиться кузнечик, гусеница, стрекоза, божья коровка и другие.
По мере надобности растения в инсектарии опрыскивают водой или заменяют новыми.
Бабочек недлительное время можно содержать в просторных банках-садках, куда кладут ветки с зелеными листьями. Сверху банку также закрывают марлей.
Кормят жука-бронзовку цветками, смоченными в воде с сахаром, фруктовыми конфетами, ломтиками яблок.
Жужелицу кормят насекомыми, сырым мясом, кусочки которого подносят к ней на лучинке или кладут в садок.
Практическое задание
Водные насекомые
Жук-плавунец
Название. Жук-плавунец (лат. Dytiscidae).
Среда обитания и приспособленность к ней. Живут в стоячих и медленно текущих водоемах. Хорошо плавает, по суше передвигается с трудом, волоча задние ноги, дышит атмосферным воздухом: периодически появляясь на поверхность воды, он поднимает над ней задний конец своего тела. Чувствителен к перемене погоды. В хорошую погоду держится у поверхности воды, по мере ухудшения отправляется на дно. Он хорошо летает; в сумерках и ночью выбирается из воды и улетает, так эти жуки расселяются в другие водоемы.
Особенности внешнего вида. Большой жук с плоским овальным телом, по краю грудного щитка и надкрыльям у него узкая желтая кайма. хорошо плавает при помощи длинных задних ног, которые густо усажены волосками, имеющими вид весел. Передние ноги короткие, ими плавунец придерживает добычу.
Особенности питания взрослого насекомого и личинки. Взрослый жук и его личинка – хищники, поэтому их держат в отдельном небольшом аквариуме, закрытом стеклом или марлей. Кормят их дождевыми червями, головастиками, скобленым мясом, мотылем.
Развитие с полным или неполным превращением. Характерно полное превращение. Размножаются они, откладывая яйца внутрь водных растений. Из яиц выводятся личинки, которые 2-3 месяца живут в воде, а затем выползают на сушу и окукливаются. На голове у личинки изогнутые челюсти. Она нападает на всех движущихся животных – мальков рыб, головастиков, мелких рыбок. Вонзая в них челюсти, она выпускает по каналам, проходящим внутри челюстей. В тело жертвы пищеварительный сок, который разжижает ткани тела пойманного животного; наполовину переваренная пища затем через челюсти всасывается в желудок (внекишечное переваривание). От добычи остается одна оболочка. Дышит личинка атмосферным воздухом, выдвигая из воды конец брюшка. Окукливается в середине лета на суше, где строит себе небольшую закрытую норку. Через 2-4 недели (в зависимости от температуры и влажности воздуха) из куколки появляется жук.
Значение насекомого для человека. При наблюдении за жуком можно отметить форму тела и ног, посмотреть, как плавают и передвигаются по суше, как поднимаются на поверхность воды (пояснить, что это им нужно для дыхания), обратить внимание, как жук ведет себя в хорошую погоду и перед ненастьем.
Жук-водолюб
Название. Жук-водолюб (лат. Hydrophilidae).
Среда обитания и приспособленность к ней. Дышит жук атмосферным воздухом, поднимаясь на поверхность воды, он выставляет над ней верхнюю часть тела.
Особенности внешнего вида. Самый крупный из водяных жуков. Грудь и ноги у него вооружены острыми шипами. Цвет жука черно-оливковый или бурый.
Особенности питания взрослого насекомого и личинки. Жук питается растениями, любит водоросли, а в неволе ест белый хлеб. Личинки жука-водолюба – хищники, поэтому их держат в отдельной банке или аквариуме, а кормят так же, как и жука-плавунца.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты