Введение
Специфика психодиагностического обследования личности в юношеском возрасте
Методика исследования самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева
Заключение
Список использованных источников
Введение
Ранняя юность — это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием многих, недоступных еще подростку, противоречий в жизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей; между социальными ценностями и реальной прозой жизни [2].
Ранняя юность — это период осознания и принятия человеком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него людей. Это — начало подлинно взрослой, сложной как внутренне, так и внешне адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени и в данной ситуации.
Многие проблемы, актуальные для взрослых людей, могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности [4].
Цель: теоретически изучить специфику психодиагностического обследования личности в юношеском возрасте и провести диагностику исследования самоотношения.
Задачи:
1. Рассмотреть специфику психодиагностического обследования личности в юношеском возрасте.
2. Провести диагностику по методике «МИС».
Специфика психодиагностического обследования личности в юношеском возрасте
Ранняя юность – это начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех поведенческих сферах, включая материальное, финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Все это вместе взятое представляет старшего школьника как уже вполне взрослого человека с точки зрения возможностей проведения психодиагностики и предполагает полноценное использование тестов для взрослых [3].
Есть существенное исключение, касающееся содержания применяемых методик. Дело в том, что многие проблемы, актуальные для взрослых людей, могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики старших школьников, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности. К примеру, стремление к углубленному самопознанию, к самосовершенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений — это психологические проблемы, наиболее значимые для юности; с другой стороны, такие вопросы, как цель и смысл жизни, одиночество, образ жизни и профессиональные достижения, больше волнуют взрослых людей, чем юношей и девушек [5].
Таким образом, некоторые ограничения в психодиагностике ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений использованы тесты и методики для взрослых.
Методика исследования самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева
Рубрикатор
1) Название: Методика исследования самоотношения (МИС)
2) Автор: С.Р. Пантилеев.
1. Литература: Аладьин А.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе / А.А. Аладьин, Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов. – Мн.: 1992 [1].
3) Контингент испытуемых: методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени
4) Теоретическая основа: самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле "Я" как выражение смысла "Я", как обобщенное чувство в адрес собственного "Я". В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.
5) Релевантной практической задачей является выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
6) Предмет диагностики: самосознание
7) Операциональный статус: опросник
8) Сопряженные практические задачи: консультационная, коррекционная и исследовательская деятельности психолога.
9) Компетентность исполнителя: результаты могут быть проинтерпретированы профессиональным психологом
Заключение
Стремление к углубленному самопознанию, к самосовершенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений — это психологические проблемы, наиболее значимые для юности; с другой стороны, такие вопросы, как цель и смысл жизни, одиночество, образ жизни и профессиональные достижения, больше волнуют взрослых людей, чем юношей и девушек.
Некоторые ограничения в психодиагностике ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений использованы тесты и методики для взрослых. Тем не менее, оценивая психодиагностически юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые.
В практической части была проведена диагностика выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
1. Аладьин А.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе / А.А. Аладьин, Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов. – Мн.: 1992.
2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с
3. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 207 с.
4. Пономарева М.А. Психологическая диагностика личности. Теория и практика / М.А. Пономарева. – Минск «Издательство Гревцова», 2008. – 239 c.
5. Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М., 1988. – 124 с.
6. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики / А.Г. Шмелев. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 271 c.