1) Предмет философии. Структура философского знания
2) Роль философии в системе мировоззрения и развития культуры
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Предмет философии. Структура философского знания
Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог – тео – теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек -–антопоцентризм.
Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам «первоначала бытия и познания», философия – это учение о первопричинах.
В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось «классическим». С некоторыми преобразованиями это определение предмета философии применялось в программах и учебниках нашей страны. Философия определялась как «наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления». Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру».
Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как «любви к мудрости». Именно так переводится само слово «философия» с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии – мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость? Древние греки определяли мудрость как некий космический «Ум», который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих [1, с. 76].
В Новое время (XVII – XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли «мировое целое», «сущность и законы общества», «изучение наиболее общих понятий», науку о ценностях устройства и т.п.
Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии – это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос – что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.
2) Роль философии в системе мировоззрения и развития культуры
Особенность философского изучения и анализа культуры заключается в том, что она исследует наиболее общие основы существования и функционирования культуры, её отношение к важнейшим феноменам человеческого существования, а также методологию её исследования в науке. Философия культуры затрагивает вопросы определения данного понятия, её отношения с другими понятиями, описывающими социальное бытие, вопросы истории и будущего культуры, соотношения её форм и компонентов, основных методологий и методов описания культуры и другое. Философия культуры включает в себя как теории верхнего уровня, так абстрактные концепции о культуре в целом [3, с. 39].
Философия культуры – это дисциплина, занимающаяся осмыслением феномена культуры, её сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. В ней принято выделять несколько подходов к изучению и анализу феномена культуры:
– аксиологический (В. Виндельбанд, М. Шелер). Согласно этому подходу, культура представляет собой систему высших ценностей, определяющих значимость любого элемента культуры;
– семиотическая (К. Леви-Стросс, М. Фуко). Данная концепция определяет культуру как систему знаков (в первую очередь языковую), задающая структуру всей культуре, но также и каждому человеку. Посредством системы знаков представители конкретного общества описывают себя и окружающий мир;
– игровая (Й. Хейзинга). Здесь культура рассматривается как арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая его индивидуальный и социальный опыт. Культура предстаёт как набор игр, посредством которых человек организует свой духовный мир. Мораль, религия, право и другие социальные сферы рассматриваются как игры, со своими особыми правилами;
– психоаналитическая (З. Фрейд, К. Юнг). Культура здесь предстаёт как Сверх-Я, т.е. надстройка для сублимации (перенаправление) в общественно полезное русло бессознательной энергии человека. Согласно 3. Фрейду, культура предполагает разделение психики человека на сознание и бессознательное. Культура осуществляет вытеснение естественных желаний, не согласующихся с нормами, а также замещает вытесненные бессознательные желания человека социально приемлемыми формами (религия, наука, искусство, литература и другие).
1. Демина, Л. А., Малюкова О. В., Бучило Н. Ф. Философия. Учебник. – М.: Проспект. – 2020. – 360 с.
2. Бранская, Е. В., Панфилова М. И. Основы философии. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт. – 2019. – 184 с.
3. Губин, В. Д., Некрасова Е. Н. Философия культуры. Учебник. – М.: РГГУ. – 2019. – 185 с.
4. Доброхотов, А. Л. Философия культуры. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет). – 2016. – 560 с.
5. Абачиев, С. К. Социальная философия. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. – 2019. – 322 с.