Вывучэнне інфармацыі гістарычнай крыніцы. Мэты i задачы ўнутранай крытыкi крынiц. Паняцце аб верагоднасці. Паўната i дакладнасць iнфармацыi
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Вывучэнне інфармацыі гістарычнай крыніцы. Мэты i задачы ўнутранай крытыкi крынiц. Паняцце аб верагоднасці. Паўната i дакладнасць iнфармацыi»
по дисциплине: «Источниковедение»
2021
15.00 BYN
Вывучэнне інфармацыі гістарычнай крыніцы. Мэты i задачы ўнутранай крытыкi крынiц. Паняцце аб верагоднасці. Паўната i дакладнасць iнфармацыi
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Источниковедение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
ГЛАВА 2. КРИТИКА ИСТОЧНИКА
2.1 Внешняя критика источника
2.2 Внутренняя критика источника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Источниковедение – это специальная историческая дисциплина, которая занимается изучением исторических источников. Объектом данной науки является вся совокупность исторических источников. Предмет источниковедения – это какие-либо стороны, свойства источников, которые изучаются в определенный момент с определенной целью.
Источниковедение можно разделить на две области исследования: теоретическое и прикладное источниковедение. Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы изучения и исследования исторических источников. Эти методы конкретизируются при изучении отдельных групп источников, или определенных их характеристик. Предметом исследования для теоретического источниковедения являются методы, в прикладном источниковедении метод – это определенный инструмент изучения категориальный аппарат источников, их интерпретация. Прикладное источниковедение занимается такими проблемами, возникающими при работе с историческими источниками, как установление времени, места создания источника, его автора, реконструкция источника и др.
Актуальность темы определяется значимостью источниковедения, в рамках которого происходит освоение основополагающих исследовательских навыков и умений.
Источниковедение изучает свойства источников и на этой основе формирует возможные методы изучения информации, ее критической проверки и истолкования, и, поскольку источники составляют объективную основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности, то представитель гуманитарного знания должен реально представлять себе, что такое источниковедение, его метод и перспективы развития.
Источниковедение, таким образом, является самодостаточной областью знания, основой междисциплинарного синтеза гуманитарных наук.
Целью данной работы является описание процесса изучения исторических источников.
Задачи данной работы:
1) описание понятия внутренняя критика источников, ее целей и задач;
2) описание понятия достоверности источника;
3) рассмотрение понятий полноты и точности информации, содержащейся в источниках.
В процессе написания работы была использована учебная литература по предмету «Источниковедение».
ГЛАВА 1 РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Современная наука относится к истории как сложному процессу. Ученые сопоставляют различные точки зрения по определенным предметам, пытаются найти истину с помощью исследования исторических альтернатив, каких-либо исторических событий. Ранее, в XVIII – XIX вв. основным в изучении истории был описательный метод, который был основан на на простой фиксации фактов, иногда даже без проверки достоверности информации. Далее в качестве основного метода при изучении истории применялся проблемный подходом к изучению. Сейчас же это процесс связан с так называемой антропологизацией, когда в центре исследования оказываются не факты, события, явления, а человек, его ценностные ориентиры, мотивация поведения.
При каждом из этих подходов – описательном, проблемном, антропологическом – важнейшим элементом воссоздания, реконструкции прошлого является исторический факт. Это факт выделяется из общих событий и зафиксирован в источнике информации. Возможность познания исторического прошлого на основе исторического источника дает учение об информации. В данном случае имеется в виду не математическая наука, а философская, занимающаяся изучением всех общих проблем информации, в том числе и социальной.
Началом учения о социальной информации служит тот факт, что информационные процессы являются общей характерной особенностью всех аспектов общественной жизни. Сама по себе информация как целостность знаний и сведений является объективной. Но в то же время социальная информация возникает в результате взаимодействия объекта и субъекта, причём в этом взаимодействии всегда присутствует ценностное, целевое отношение к информации: субъект выбирает только такую информацию, которая ему нужна для достижения поставленной цели. Этот факт не меняет объективного характера самой информации.
Информация может быть двух видов:
1) информация, которая выявлена, она воспринята и осознана субъектом;
2) информация, которая существует, но субъекту она не известна и не используется им.
Исторический источник возникает в результате информационной деятельности людей. Источник – средство накопления и передачи информации. Он является важнейшим звеном в цепочке «объект – информация – субъект», поэтому методы исторического исследования важны не только для собственно истории, но и для всего междисциплинарного пространства гуманитарных наук.
ГЛАВА 2 КРИТИКА ИСТОЧНИКА
Работа с историческими источниками состоит из нескольких этапов. Это поиск, выявление источников различных типов по избранной теме; затем прочтение текста; источниковедческий анализ, так называемая источниковедческая или внешняя критика источника; потом наступает этап обработки и анализа информации, которая есть в источнике, то есть внутренняя критика источника.
Источниковедческая критика – решающая стадия исследовательской работы над документами, она имеет огромное значение. Ее цель определить степень полноты и достоверности фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него достоверной информации.
Если распределить методику источниковедческого анализа по этапам, то порядок этого процесса будет следующим:
1) определение внешних особенностей источника;
2) установление происхождение источника;
3) интерпретация или истолкование текста. Сюда относятся такие операции, как выяснение смыслов текста, правильное его понимание;
4) изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;
5) источниковедческий синтез памятника.
Первые три пункта – внешняя критика источника, два последних – внутренняя критика.
2.1 Внешняя критика источника
Определению подлинности и датировке текста помогает установление внешних особенностей письменного памятника. Сюда входит выяснение материала письма (бумага, пергамент, ткань, береста и т.д.), орудий письма или печати, вида письма, почерка или шрифта и внешнего оформления текста.
При определении внешних черт памятника используются данные и методы палеографии, сфрагистики, филиграневедения и ряда других вспомогательных исторических дисциплин.
Самой главной из внешних особенностей, является вид письма. Русское письмо менялось с течением времени. И поэтому даже самое общее представление об этапах его развития помогает датировать текст.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исторический источник – это всё, созданное человеком в процессе его социальной деятельности, отражающее развитие человеческого общества и несущее информацию о различных сторонах общественной жизни. Понимание источника как продукта целенаправленной человеческой деятельности позволяет вести системное изучение социальных, психологических, эколого-географических, коммуникативно-информационных, управленческих и т. п. аспектов развития общества и личности, власти и права, нравственности, традиций, мотивов и стереотипов человеческого поведения.
Источниковедческая критика – решающая стадия исследовательской работы над документами. Ее цель определить степень полноты и достоверности фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него достоверной информации.
Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции: определение внешних особенностей источника; установление происхождение источника (установление подлинности памятника, выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста, определение времени и места возникновения текста, установление его автора, выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом); интерпретация или истолкование текста (выяснение смыслов текста, правильное его понимание); изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности; источниковедческий синтез памятника.
В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, – внешняя критика источника. Внутренняя критика – заключительная фаза источниковедческой критики.
Цель внутренней критики – установить степень соответствия информации источника описываемым историческим событиям. Задачами внутренней критики являются анализ информации источника для определения ее достоверности, полноты и точности.
Достоверность информации источника – это степень соответствия ее исторической действительности, которую этот источник описывает. Степень достоверности источника показывают полнота и точность информации источника.
1 Работа с историческими источниками и методы исторического исследования: метод. указания для студентов гуманитарного факультета / сост.: Н.В. Киприянова, Е.В. Попова; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2005. – 16 с.
2 Ходзiн, С. М. Крыніцазнаўства гісторыі Беларусі: дапаможнік / С. М. Ходўзін. – Мн.: БДУ, 2012. – 255 с.
3 Данилевский, И. Н. Источниковедение / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов. – М.: РГГУ, Ин-т «Открытое общество», 2004. – 701 с.
4 Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / Е. Д. Твердюкова [и др.]; под ред. А. В. Сиренова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 396 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты