Основы социально-гуманитарных наук
МГКИ (Могилёвский государственный колледж искусств)
Контрольная
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2021
15.00 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Вариант: 11
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Поделиться
1. Ценностные ориентации молодежи
2. Формы общения молодежи
3. Неформальные объединения и движения молодежи
Литература
1. Ценностные ориентации молодежи
Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему.
Границы этой группы размыты и подвижны, но их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма.
Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью молодежи.
В последнее время обеспокоенность общества вызывают ценностные ориентации молодежи, как будущее народа. Важность данной проблемы для изучения наукой определяется тем, какое место занимает молодежь в обществе, в системе общественного производства. Через молодых людей происходит трансляция накопленного социального опыта и культурных традиций, проектируется и прогнозируется будущее. И важным показателем этих процессов являются их ценности, так как они выражают основные ценности и цели жизнедеятельности людей.
Ценностные ориентации – это культурные стандарты, это принятые личностью духовные и материальные ценности, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель, и которые в широком смысле являются нормами жизни в обществе. Если сравнивать с ценностями предыдущих поколений, ценности молодежи на современном этапе существенно изменились [1].
Ценностные ориентации – один из важнейших компонентов структуры сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Ценности являются «энергетическими узлами», точками эмоционального приложения в отношениях с миром и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей. Ценностные ориентации служат регуляторами социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [2].
Е.А. Карпишена в научной статье «Ценностные ориентации молодежи» отмечает, что «современная молодежь ценит такие либеральные ценности как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в молодежной среде индивидуалистических тенденций и снижению коллективистских начал, приводящим к кризису социальной идентичности. Адаптация индивида в социуме, в котором отсутствуют достаточные социально-психологические механизмы, приводит к усилению отчужденности людей друг от друга» [3, с. 4].
2. Формы общения молодежи
Говоря об особенностях общения современной молодежи, можно выделить основные его формы:
• непосредственное общение;
• опосредованное общение с помощью различных устройств (телефоны, планшеты, ПК, ноутбуки и т.д.) – в сети Интернет, смс-сообщения, и т.д.
Если говорить о непосредственном общении, то обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время молодые люди зачастую испытывают определенные затруднения в выражении своих мыслей нормированным литературным языком. В их речи наблюдается большое количество слов из молодежного сленга, просторечий, иногда – арготизмы.
Если говорить о втором виде общения (опосредованном), то здесь наличествует, большое количество так называемых смайликов, с помощью которых молодежь передаёт свои чувства. Плюс к этому, и в Сети достаточно часто используются молодежный сленг, аббревиатуры, имеющие иностранное происхождение, но записываемые при этом русскими буквами (типа ОМГ, ИМХО, ЛОЛ и т.д.), слова и выражения из популярных фильмов или интернет-игр, интернационализмы, многие из которых зачастую абсолютно непонятны людям старших поколений.
Особое внимание следует уделить молодежному сленгу. Молодежный язык все время меняется и не остается без внимания. Изучение именно молодежного сленга приобретает возрастающую актуальность в условиях расширяющихся международных контактов. Молодежные жаргонизмы употребляются не только в молодежной среде, они встречаются и в разговорной речи старших поколений, а также все чаще проникают в нормативный язык. Так как молодежный язык является средством устной коммуникации, он больше приближен к разговорной речи. Разговорная речь поставляет в молодежный социолект большое количество лексики, которая подвергается семантическим и стилистическим преобразованиям [5, с. 194].
Молодежный сленг в свою очередь оказывает влияние на разговорную речь и литературный язык, обогащая их новой коннотативно-окрашенной лексикой. Лексика из речи молодежи может переходить в повседневную речь, а затем, утрачивая свою разговорную окрашенность, закрепляться в литературном языке.
Молодёжный сленг – социолект людей в возрасте 12−25 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Чаще всего употребляется в среде городской учащейся молодёжи и в отдельных замкнутых группах.
Молодёжный сленг, как и любой другой, представляет собой лексикон на фонетической и грамматической основе общенационального языка, и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Язык, на котором молодые люди общаются друг с другом, благодаря информационной доступности, с течением времени проникает в различные сферы, и некоторые слова становятся общеупотребительными. Некоторая часть сленговых слов и выражений иногда заменяет литературный вариант, а также часто с ним сосуществует.
3. Неформальные объединения и движения молодежи
В последние годы в Республике Беларусь социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.
Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении. В западной социологии для обозначения этого же явления используют категорию peer group. Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гомогеннная (однородная) группа. Слово peer происходит от латинского pааr (равный), и обозначаемое равенство относится не только в возрасту, но и к социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения.
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.
Неформальные объединения – явление массовое.
Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) – около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. – не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы, «скины» и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп [9, с. 315].
Существует большое количество классификаций неформальных подростково-молодежных объединений по различным признакам.
В основном они делятся на просоциальные, асоциальные и антисоциальные.
Просоциальные – социально-положительные, приносят пользу обществу. В основном решают социальные проблемы культур но-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов). К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, этические, историко-патриотические объединения (за исключением радикалов) и иные формирования.
Из просоциальных, с точки зрения общественного спокойствия, интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах.
Асоциальные стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу для общества. В основном выполняют рекреационные функции. Пример - панки, их девиз: «живем здесь, сейчас и сегодня».
1. Борзиева, З.М. Ценностные ориентации современной молодежи / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 247-248.
2. Смелзер, Н.Дж. Социология / Н. Дж. Смелзер. - М.: 2004.
3. Карпишена, Е.А. Ценностные ориентации молодежи / Е.А. Карпишева// Система ценностей современного общества. – 2013. –№28. – С.
4. Кушхова, К.А. Ценностные ориентации современной молодежи: особенности и тенденции /К.А.Кушхова, Ф.З. Шогенова// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
5. Краморенко Г. И. Молодежный язык Германии в современной лингвистике: проблемы и перспективы / Г. И. Краморенко // Актуальные проблемы романистики и германистики. – Смоленск : СГПУ, 2005 – С. 32–34.
6. Бондалетов В. Д. Иноязычная лексика в русском арго: учеб. пособие по спецкурсу / В. Д. Бондалетов. – Куйбышев : Живой яз., 1987 – 112 с.
7. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка / Л. П. Крысин. – М. : Наука, 1989 – 186 с.
8. Береговская Э. М. Молодежный сленг : формирование и функционирование / Э. М. Береговская // Вопросы языкознания. – 1996 – №3. – C. 32–41.
9. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского. – СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 460 с.
10. Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 1 (81). – С. 509 - 511.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты