ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность процессов развития, социализации
2. Биологические и социальные факторы развития личности
3. Воспитание и самовоспитание как факторы развития личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе социализации человек осваивает социальный опыт, начинает понимать значение окружающего мира, осознает в нем себя: формируются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье, а затем продолжается в детских дошкольных учреждениях, школе, университете, на производстве, через средства массовой информации и самообразование.
Личность формируется и развивается под влиянием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление личности как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъективности происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности является главным, ведущим и определяющим в возникновении, становлении и развитии личности.
Цель: рассмотреть процессы развитие, воспитание и социализация личности.
Задачи:
1. Раскрыть сущность процессов развития, социализации.
2. Описать биологические и социальные факторы развития личности.
3. Обобщить воспитание и самовоспитание как факторы развития личности.
1. Сущность процессов развития, социализации
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т. е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т. п.).
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием социализация, которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация» [6].
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация показана как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
2. Биологические и социальные факторы развития личности
Под биологическими особенностями человека понимают то, что сближает его с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т. д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
Биологические факторы, влияющие на развитие личности [4]:
1. Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям, определённые качества и особенности. Наследственность обусловлена генами.
2. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.
3. Способности - это индивидуальные особенности личности, которые являются уровнями успешного осуществления определенного рода деятельности (рисование, занятие музыкой).
Сторонники биологического направления утверждали и утверждают, что сознание, интересы и способности человека, его нравственные и профессиональные качества неизменно передаются по наследству (от музыканта рождается музыкант, от математика — математик, от инженера — инженер, от коммерсанта — коммерсант и т. д.).
Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т. п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация личности - это процесс усвоения человеком социальных и социально-психологических норм, правил, функций, ценностей, социального опыта в целом. Это непрерывный процесс формирования и развития материальной и духовной культуры, социальных и личных отношений, характерный для конкретных условий его жизни и деятельности.
Социализация личности осуществляется через взаимодействие с окружающей средой, в ходе которого человек не только приобретает социальный опыт, но и накапливает его, вносит соответствующие изменения в социальную и природную среду. Процесс социализации человека имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, человек присваивает себе социальный опыт. С другой стороны, проявляется индивидуальность человека, экстериоризация и объективность субъективности осуществляется в его поступках, действиях, в их результатах.
Именно в процессе социализации у человека вырабатывается соответствующее отношение к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, развивается субъективность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать с окружающей средой, чтобы выразить себя, свой духовный и физический потенциал.
1. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
3. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
4. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 336 c.
5. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
6. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. том 2 в 4 кн.. книга 1. ощущения и восприятие: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 302 c.
7. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
8. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.