Логика
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Контрольная
на тему: «Логика»
по дисциплине: «Логика»
2021
15.00 BYN
Логика
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Логика
Вариант: А
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 1.
Поделиться
4. Составление либо глоссария (собрание непонятных слов или выражений с их толкованием или переводом), либо тезауруса (словарь, в котором максимально представлены ключевые слова с примерами их употребления в тексте) текста.
7. Постановка разнообразных вопросов по тексту.
7. Постановка разнообразных вопросов по тексту.
Репрезентативное извлечение из текста философского источника
Э. Гуссерль. Философия как строгая наука
«Притязанию быть строгой наукой философия не могла удовлетворить ни в одну эпоху своего развития. Так обстоит дело и с последней эпохой… Правда, господствующей чертой новой философии является именно то, что она стремится конституироваться в строгую науку, пройдя сквозь горнило критической рефлексии и углубляя все дальше и дальше исследования о методе. Однако единственным зрелым плодом этих усилий оказалось обоснование и утверждение своей самостоятельности строгими науками о природе и духе, равно как и новыми чисто математическими дисциплинами. Между тем философия лишена, как и прежде, характера строгой науки… Философия по своей исторической задаче высшая и самая строгая из наук, ‒ философия, представительница исконного притязания человечества на чистое и абсолютное познание не может выработаться в действительную науку…
Такая хорошо сознанная воля к строгой науке характеризует сократовско-плато-новский переворот философии и точно также научные реакции против схоластики в на-чале нового времени, в особенности декартовский переворот. Данный ими толчок перехо-дит на великие философии XVII и XVIII столетия, обновляется с радикальнейшей силой в критике разума Канта и оказывает еще влияние на философствование Фихте. Все сызнова и сызнова исследование направляется на истинные начала, на решающие формулировки проблем, на правильный метод. Только в романтической философии впервые наступает перемена. Как ни настаивает Гегель на абсолютной значимости своего метода и учения ‒
в его системе все же отсутствует критика разума, только и делающая вообще возможной философскую научность.
***
Миросозерцательная философия именует себя иногда даже научной философией,
а именно философией, строящей свои здания на основе прочных наук. Впрочем, ввиду того, что будучи правильно понята, научность дисциплины заключает в себе не только научность оснований, но также и научность указывающих цель проблем, научных методов и, особенно, некоторую логическую гармонию между лейтпроблемами, с одной стороны, и как раз этими основами и методами ‒ с другой, обозначение “научная философия” говорит еще мало. Большинство философов миросозерцания хорошо чувствует, что в их философии с претензией на научное значение дело обстоит не совсем-то ладно, и многие из них открыто и честно признают, по крайней мере, менее высокую степень научности за своими результатами…
Поскольку ценность миросозерцательной философии, а стало быть и стремления к такой философии, обуславливается прежде всего ценностью мудрости и стремлением
к ней, постольку отдельное рассмотрение цели, ею себе полагаемой, вряд ли необходимо. При нашем употреблении понятия мудрости она являет собой существенный момент идеала той совершенной искусности, которая достижима при наличности той или другой формы жизни человечества, другими словами, момент относительно совершенного конкретного выявления идеи гуманности. Стало быть, ясно, как каждый должен стремиться быть возможно более и всесторонне искусной личностью, умелым по всем основным направлениям жизни, которые, в свою очередь, соответствуют основным формам возможных точек зрения, ‒ значит, в каждом из этих направлений возможно больше “испытывать”, быть возможно более “мудрым”, а потому и возможно более “любить мудрость”. Согласно идее, всякий стремящийся является неизбежно “философом” в самом первоначальном смысле этого слова...
***
Наши жизненные цели вообще двоякого рода: одни ‒ для времени, другие ‒ для вечности; одни служат нашему собственному совершенствованию и совершенствованию наших современников, другие ‒ также и совершенствованию наших потомков до самых отдаленных будущих поколений. Наука есть название абсолютных и вневременных ценностей. Каждая из них, будучи раз открыта, с этого момента принадлежит к ценностной сокровищнице всего остального человечества. Каждый научный прогресс есть общее достояние человечества вообще и, понятно, тотчас же определяет собой материальное содержание идеи образования, мудрости, миросозерцания, а, стало быть, и миросозерца-тельной философии.
При этом нужно помнить, что первая не является несовершенным осуществлением последней во времени… Понятие философии нужно было бы в этом случае употреблять соответственно широко, так широко, чтобы оно вместе со специфически-философскими науками охватывало бы и все отдельные науки, после того как они были бы превращены в философию критическим уяснением и оценкой…
Не совсем так обстоит дело с научной философией, и именно потому, что здесь не положено еще даже начал научного учения; историческая философия, замещающая собой это последнее, является, самое большее, научным полуфабрикатом или неясным и не-дифференцированным смешением миросозерцания и теоретического познания. С другой стороны, мы и тут, к сожалению, не в силах ждать. Философская нужда, как нужда в миросозерцании, подгоняет нас. И она становится все больше и больше, чем далее распространяются границы положительных наук. Неимоверное изобилие научно “объясненных” фактов, которыми последние нас награждают, не может помочь нам, так как эти факты принципиально создают, вместе с науками в их целом, новое измерение загадок, разрешение которых является для нас жизненным вопросом.
Натуралисты и историцисты борются за миросозерцание; но те и другие прилагают свои усилия к тому, чтобы перетолковать идеи в факты, а всю действительность превратить в безыдейную смесь “фактов”. Всем им присуще суеверие фактичности… Необходима научная критика плюс радикальная наука, основывающаяся на твердом фундаменте и работающая согласно самому точному методу: философская наука, за которую мы здесь ратуем. Миросозерцания могут спориться; только наука может решать, и ее решение несет на себе печать вечности.
***
Итак, куда бы ни направлялась философия в своих изменениях, вне всякого сом-нения остается, что она не имеет права поступаться стремлением к строгой научности, что, наоборот, она должна противопоставить себя практическому стремлению к миросозерцанию как теоретическая наука и с полным сознанием отграничиться от него… Поскольку этим полагается примирительный путь с тем, чтобы стереть линию, разделяющую миросозерцательную философию и научную философию, мы должны предостеречь против него. Здесь не может быть компромисса, как не может его быть в любой другой науке. Там, где за тысячелетия великие научные умы, страстно руководимые научным стремлением, не достигли в философии хотя бы частично чистого учения, но сотворили все великое, что ими было, правда, содеяно в несовершенном виде, все же только под влиянием этого стремления, там миросозерцательные философы не должны надеяться между прочим содействовать успеху философской науки и окончательно обосновать ее. Тут нужно сделать только одно: миросозерцательная философия должна сама отказаться вполне честно от притязания быть наукой и, благодаря этому, перестать смущать души и тормозить прогресс научной философии.
Ее идеальной целью остается чистое миросозерцание, которое по самому существу своему не есть наука. И она не должна вводить себя в заблуждение тем фанатизмом научности, который в наше время слишком распространен и отвергает все, что не до-пускает “научно точного” изложения, как “ненаучное”. Наука является одной среди других одинаково правоспособных ценностей. Мы выяснили себе выше, что ценность миро-созерцания в особенности твердо стоит на своем собственном основании, что миросозерцание нужно рассматривать как habitus и создание отдельной личности, науку же ‒ как создание коллективного труда исследующих поколений. И подобно тому, как и миросозерцание и наука имеют свои различные источники ценности, так имеют они и свои раз-личные функции и свои различные способы действия и поучения.
Миросозерцательная философия учит так, как учит мудрость: личность обращается тут к личности. Только тот должен обращаться с поучением в стиле такой философии
к широким кругам общественности, кто призван к тому своей исключительной своеобразностью и мудростью или является служителем высоких практических ‒ религиозных, этических, юридических и т.п. ‒ интересов. Наука же безлична. Ее работник нуждается
не в мудрости, а в теоретической одаренности. Его вклад обогащает сокровищницу вечных значимостей, которая должна служить благополучию человечества. И как мы выше видели, это имеет исключительное значение по отношению к философской науке.
Глубокомыслие есть знак хаоса, который подлинная наука стремится превратить в космос, в простой, безусловно ясный порядок. Подлинная наука не знает глубокомыслия в пределах своего действительного учения… Глубокомыслие есть дело мудрости; отвлеченная понятность и ясность есть дело строгой теории. Превращение чаяний глубокомыслия в ясные рациональные образования ‒ вот в чем заключается существенный процесс ново-образования строгих наук. И точные науки имели свой длительный период глубокомыслия; и подобно тому, как они в период Ренессанса в борьбе поднялись от глубокомыслия к научной ясности, так и философия поднимется до этой последней в той борьбе, которая переживается нынче… Но если мы обращаемся к этой великой цели, истолковывая тем смысл нашего времени, то мы должны ясно сказать себе и то, что мы можем достигнуть этого только одним путем, стремясь найти истинные начала в свободном исследовании самих проблем».
4. Составление либо глоссария (собрание непонятных слов или выражений с их толкованием или переводом), либо тезауруса (словарь, в котором максимально представлены ключевые слова с примерами их употребления в тексте) текста
Натуралисты - человек, изучающий природу; натуралист.
Историзм - это подход к изучению истории, который пытается дать объяснение, используя только историко-критический метод. Это исходит из того, что все люди - существа исключительно исторические. Все человеческие идеалы, идеи и институты имеют значение только по отношению к тому положению, которое они занимают в пространстве и времени.
Мировоззрение - это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте человека в нем, общее отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, обусловленные этими взглядами.
7. Постановка разнообразных вопросов по тексту
Что такое сократовско-платоновский переворот?
Что есть декартовский переворот?
Каков метод и учение Гегеля?
Что понимают под миросозерцательной философией?
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 1.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты