Введение
1. Диагностика в профориентации и профотборе
1.1 Особенности диагностики в профориентации и профотборе
1.2 Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского
Заключение
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ведение
Профориентация − очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру".
Профориентация представляет собой систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация.
И профориентация и профконсультация - это "ориентирование" школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.
Для определения профессиональных способностей человека используют методики диагностики специальных способностей, в большинстве случаев преследуя цель прогнозирования будущей профессиональной успешности претендента на профессию.
Профориентация складывается из усилий, во-первых, общества в лице семьи, учреждений образовательной и профессиональной подготовки, во-вторых, предприятий, заботящихся о подготовке обучении квалифицированных кадров. Эти два аспекта взаимодополняют друг друга, образуют единое целое. Профориентационная работа в обществе направлена (или должна быть направлена) как на информирование людей и особенно подрастающего поколения о существующих профессиях, так и на реальную потребность в этих профессиях. Ее целью является организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о мире профессий, и об их потребности в стране, в регионе, в конкретном городе и даже на предприятии.
РАЗДЕЛ 1 ДИАГНОСТИКА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФОТБОРЕ
1.1 Особенности диагностики в профориентации и профотборе
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина:
1. область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции;
2. общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;
3. подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции;
4. деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций ⦋1 с. 480⦌.
Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Трудовой пост (должность) – одна из форм существования профессии, ограниченная в следствии разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создания чего-либо ценного для общества – материальных веще, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания общественных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения работы, был проведен теоретический анализ литературы по вопросам профессиональной ориентации и профотбора. Была изложена суть необходимости профессиональной ориентации и подготовки личности и приведены примеры методик исследования профессиональной направленности личности.
Было установлено, что выбор профессии напрямую зависит от личностной предрасположенности человека, а профессиональная деятельность наиболее продуктивна при положительном отношении субъекта к роду своей работы.
В качестве заключения вопроса профориентации и профотбора, можно выделить следующие основные группы задач психолога в процессе профессиональной ориентации клиента: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале — помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения.
В ходе проведенной работы была проведена «Диагностика субъективной оценки межличностных отношений» Духновского С.В. Она представляет собой психодиагностический инструмент для измерения характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Индикаторами дисгармоничности отношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми. По результатам которой были исследованы двое испытуемых по четырем основным шкалам межличностных отношений. Была проведена оценка полученных результатов с их последующей интерпретацией для каждого из испытуемых.
1. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты: для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом / Н.Ф. Гребень. – Минск: Бухмастер, 2012. – 480 с.
2. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. –СПб.: Речь, 2010. — С. 45-50.
3. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М.: Владос, 2005. − 652 с.
4. Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин(автор-составитель). – СПб. : Изд-во Речь, 2004. – 408 с.
5. Квале, С. Исследовательское интервью / С. Квале. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. − Самара: Бахрах-М, 2006. − 672 с.
7. Сивуха, С.В. Психология личности: между теорией и практикой // Психологическая практика: проблемы и перспективы / Под ред. Г.М. Кучинского. – Минск: ЕГУ, 2002. – С. 57−103.
8. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. −М.: Владос, 1999. − 512 с.