Беларусская народная педагогика
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Беларусская народная педагогика»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Беларусская народная педагогика
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
Введение
1. Народная педагогика как часть культуры народа
2. Особенности воспитания детей в белорусской семье
3. Основные средства и методы воспитания белорусской народной педагогики
Список использованной литературы
Введение
Народная педагогика – это важнейший источник научных представлений о воспитании и обучении человека. Народная педагогика является педагогическим опытом, который складывался на протяжении истории существования того либо иного народа. Народная педагогика отражает народную культуру, идеалы и представление о том, каким должен быть человек. В состав золотого фонда научной педагогики входят исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания подрастающего поколения. Народная педагогика смогла сохранить множество педагогических советов в виде пословиц и поговорок, которые прошли проверку временем. Фольклорные произведения могут по праву считаться ярким проявлением педагогического гения народа. Не утратили и на сегодняшний день свою педагогическую ценность следующие средства народной педагогики: игры, игрушки, песни, заклички и другие.
Развитие педагогической науки идет вперед, при этом она бережно сохраняет и учитывает все, что создала педагогическая мысль во времени.
Такие социальные проблемы, которые существуют на современном этапе развития общества, как кризис воспитания, изменение культурных, нравственных норм, перераспределение социальных ролей, приоритет потребительского отношения к жизни - не могли не оказать влияние на мировоззрение, мировосприятие подрастающего поколения, духовное и личностное развитие молодежи. Не хватает следующих качеств: вежливости, уважения к старшим, заботливости, тактичности, честности, доброты. Среди молодежи происходит потеря ценнейших общечеловеческих качеств и свойств личности, нарушается гармония человека и окружающей его действительности, что приводит к искажению воспитания, социализации, отношения к моральным ценностям и самой жизни человека.
Существует большое количество факторов, влияющих на развитие, воспитание и социализацию личности. Тем не менее, с учетом современной социокультурной ситуации в нашей стране основным фактором, который нужно учитывать в контексте воспитания и социализации подрастающего поколения, является народная педагогика. Народная педагогика является педагогикой жизни, сосредоточением духовной жизни народа. Она раскрывает особенности национального характера, лицо народа, его мысли и чаяния, нравственные идеалы. Она обладает огромным воспитательным потенциалом и большим количеством эффективных средств и методов, с помощью которых будет осуществляться процесс социализации.
Народная педагогика обладает сильной возможностью гармоничного взаимодействия всех компонентов воспитания. Именно народная педагогика имеет уникальный опыт воспитания человека, который позволяет претворить в жизнь идею гармонизации личности. Наиболее полный и целостный взгляд на белорусскую народную педагогику отражен в период конца XIX - начала XX веков. Этот исторический период представляет основные педагогические идеи и воспитательный опыт белорусского народа в работах белорусских просветителей. Период конца XIX - начала XX веков – это период национального возрождения белорусского народа. Белорусской семьи еще не коснулась урбанизация, и патриархальная белорусская семья являлась хранительницей народных традиций. Народная педагогика была главным воспитательным средством. Художественное народное творчество заменяло молодежи театр, с которым она не была знакома, народная педагогика - школу, куда ее не допускали, книгу, которой она была лишена. Наиболее действенной чертой народной педагогики была связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания подрастающего поколения. При этом молодое поколение воспитывали в духе трудолюбия, патриотизма, высокой нравственности и благородства.
1. Народная педагогика как часть культуры народа
Народная педагогика является составной и неотъемлемой частью общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», можно также отнести ко всем другим народам. В то же время они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она была исторической предшественницей научной педагогики и повлияла на ее ранние формы. Анализ истории древней народной педагогической мысли показал, что первые социальные памятники педагогики возникли из-за прямого воздействия народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливым является утверждение историков педагогики С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова о том, что «древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками». От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдались постоянные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Данная взаимосвязь – важнейшая черта произведений XI – XIII веков.
Исследователи древнебелорусской педагогической мысли смогли с убедительностью показать взаимовлияние и взаимозависимость официальной и народной педагогики, дополняющих и обогащающих друг друга. Если в официальной педагогике всегда было ощутимо церковное влияние и идеология господствующих классов, то народная педагогика, хоть и в определенной степени была подвержена данным влияниям, в общем выражала мысли и чаяния народа, его представления о воспитании и обучении подрастающего поколения.
Народная мудрость о воспитании - это выражение многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение смогло пробить себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого ценного своего достояния.
На пути исторического развития народ смог преодолеть косность ложных представлений и понятий о воспитании. Основы народных взглядов на воспитание и обучение обязаны своим происхождением не религии, не магии, не обряду, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа.
Если провести сравнительный анализ работ великих мыслителей и народного взгляда на воспитание, то можно заметить их абсолютное сходство, главным образом в форме легко запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняет, с одной стороны, изобразительно-выразительную, с другой - информационно-коммуникативную функцию, и служило в известной степени связующим звеном между назиданиями мыслителей и самыми богатыми народными афоризмами.
Великим чешским педагогом Я.А. Коменским была обоснована идея «материнской школы», которая опиралась именно на опыт семейного воспитания. Знаменитым швейцарским педагогом Г. Песталоцци «Книга для матерей» была создана при обобщении опыта швейцарской народной педагогики. У него было убеждение, что природосообразное воспитание, начинающееся в семье, необходимо потом продолжать в школе. Великим русским педагогом К.Д. Ушинским был высоко оценене воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, основываясь на данном принципе, смог обосновать идею народности. Он хорошо знал народные обычаи, обряды, традиции и сделал заключение, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и по этой причине выступал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития.
2. Особенности воспитания детей в белорусской семье
Долгое время семью рассматривали в качестве основы для воспитания ребенка. Белорусские народные традиции были заложены в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.
Традиционно воспитание белорусских детей проходило в многодетной семье. Как было замечено исследователем Л.В. Раковой, большое количество детей было характерно для крестьянской семьи (от 1 до 7). Тем не менее, из-за смертности, как правило, в семье было трое детей.
Рождение детей для семьи было радостью: «Многа дзяцей - многа клопату, але і радасці шмат». Многодетная семья считали идеальной, поскольку ее благополучие зависело от количества тружеников в ней. Недаром в песне молодой муж просит жену: «Радзі мне дзевяць сыноў, а дзесятую дочку…Сыны будуть поле баранаваць. А дачка хустачкі ткаць.» Помимо этого, желание иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче растить детей. Не случайно народная мудрость гласит: «Адно дзіця - не дзіця, двое дзяцей - палова дзіцяці, трое дзяцей - гэта дзіця».
Семьи, в большинстве случаев, были многопоколенными. В период феолализма (ХIV - первая половина ХIХ века) основными формами белорусских семей были малые (родители и дети) и большие семьи. Большие семьи включали несколько малых. Данные семьи можно было встретить и в ХХ веке. Например, по воспоминаниям жительницы деревни Бояры Молодечненского района Н.Л. Казакевич (1926 г.р.) она жила в семье, которая состояла из 36 человек. Помимо детей и родителей, семья включала бабушек и дедушек, замужних и незамужних теть, дядь, их детей. С помощью системы родственных отношений совсем маленькие дети могли усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Помимо этого, дети понимали и такие понятия, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра).
Белорусским народом отмечено влияние наследственности в становлении личности ребенка, как физически, так и морально. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня - добры парастак».
Традиционно воспитание рассматривалось в качестве ведущего фактора развития личности. «Разумным дзіця не родзіцца». «Нягоднік не родзіцца, а робіцца». К перевоспитанию было довольно скептичное отношение. «З лысага цялятка лысы вол будзе», «Сокала не пераробіш у саву».
Благоприятный семейный микроклимат - это традиционно важнейшее условие воспитания детей. Все споры и недоразумения разрешались только между мужем и женой, а не публично, детей при этом не было. Родственники при детях старались не обсуждать проступки их близких людей, в частности родителей. Как говорят, не выносился сор из избы.
Помимо этого, пример родителей рассматривают в качестве основного воспитательного метода. «Дзе ў сям’і лад, там і дзеці добра гадуюцца». «Якая матка, такое і дзіцятка». «Якое дрэва, такі і клін, які бацька, такі і сын».
Воспитание детей является святой обязанностью каждого родителя. «Умеў дзіця радзіць, умей і вывучыць». «Твае дзеткі - табе і глядзеці».
Белорусский народ учит, что воспитание является непростым делом, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся».
Довольно актуален традиционный наказ: воспитывать детей нужно как можно раньше, с малых лет. «Выхоўвай дзіця як упоперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі».
3. Основные средства и методы воспитания белорусской народной педагогики
Методы народного воспитания условно делятся на две группы:
1. Основные методы, связанные с гуманным отношением к детям: убеждение, внушение, совет, наказ; пример и авторитет родителей; приучение и упражнение; беседа, рассуждение, поучение, предостережение; испытание, соревнование, общественное мнение; поощрение, похвала, благословение.
2. Вспомогательные методы, связанные с более строгим отношением к детям: укор, упрек, осуждение, выговор, угроза, наказание, оскорбление, устрашение, проклятие.
В народе использовались такие идеи, подходы к воспитанию:
1. идея раннего использования методов и средств воспитания: «Вучы дзіця, калі яно ўпоперак краваці, а не ўздож», «Хто да чаго прывыкне з моладу, той і на старасці не пакіне»;
2. ідея сложності воспітанія і подбора к нему методов: «Пускаць на свет легка, ды на ногі ставіць цяжка», «Дзіця ўзгадаваць – не курак пасклікаць».
3. идея преимущественного использования основных, гуманных методов воспитания: «Ад дубцоў дурнеюць, ад слаўцоў разумнеюць», «Малому не патурай, а што трэба – дай»;
4. ідея індівідуального подбора методов воспітанія к каждому ребенку: «Як чалавек, то новая песня», «Адно дзіця баіцца ківа, а другое – кія».
5. идея использования методов воспитания в совокупности друг с другом, чтобы они усиливали действие друг друга.
Характеристика методов воспитания по группам.
1. Внушение--убеждение--переубеждение--совет--наказ: наиболее значимая группа.
Внушение – использовали в первые годы жизни; суть – четкое, ясное заявление взрослого о том, как нужно поступать; принимается на веру, без доказательств на основе авторитета и примера родителей.
Убеждение – с 6-7 лет; разъяснение правил поведения с обоснованием и доказательством их необходимости; цель – развитие морального сознания ребенка и осмысленного отношения к жизни. Часто сочиталось со сказками, пословицами, поговорками.
Переубеждение – с подросткового возраста; такое же разъяснение, но с приведением более весомых аргументов, примеров и совместным разбором жизненных ситуаций. Сочеталось с беседой и рассуждением.
Совет – с подросткового возраста; рекомендации опытного и мудрого человека в ситуации, когда ребенок не мог сам принять верного решения, выбрать способ действий или занятие; в народе считали, что лучше послушать нескольких людей («Адна галава – добра, а дзе – лепш»).
Наказ – с подросткового возраста; наставление для усиления уверенности ребенка в себе, в правильности принятого решения, часто использовали вместе с советом.
2. Пример и авторитет родителей: Довнар-Запольский писал: «Воля отца, матери, старшего дядьки, вообще самого старшего члена семьи – святая для всех домочадцев. Без его воли в доме не происходит ничего важного, во время ссор все обращаются к нему за советом. Он – представитель и защитник домашней добродетели».
Примером могли быть: отец, как хозяин и кормилец; мать (хозяйка, воспитательница, утешительница, миротворец); старший ребенок в семье (сын, но могла быть и дочь, но с большой разницей в возрасте с младшими детьми).
Характер деятельности: родители ничего не делали напоказ, они просто выполняли свою работу, по ходу дела общались с детьми и учили их необходимому; о примере каждого из родителей они говорили только в его отсутствие («посмотри на отца, как он работает, как он любит своих детей.. ».).
1. Арлова Г.П. Беларуская народная педагогіка / Г.П. Арлова. - Мінск: Народная Асвета, 1993. - 120 с.
2. Барташэвіч, Г.А. Этнапедагогіка беларусаў / Г.А. Барташэвіч. – Мінск: НІА, 1996. – 102 с.
3. Грымаць, А.А. Беларуская народная педагіка: тэорыя і практыка / А.А. Грымаць, Л.М. Варанецкая. – Мінск: НІА,1996. – 142 с.
4. Орлова, А.П. Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания / А.П. Орлова. – Витебск: ВГУ, 2000. – 151 с.
5. Ракава, Л.В. З гісторыі беларускай сям'і / Л.В. Ракава // Роднае слова. - 1997. - №6. - С. 172-181.
6. Ракава, Л. В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л.В. Ракава. - Мінск: Ураджай, 2000. - 111 с.
7. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка -метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. - Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. - 195 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты