Формы организации труда детей в разных возрастных группах
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Формы организации труда детей в разных возрастных группах»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Формы организации труда детей в разных возрастных группах
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Вариант: 13
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
Введение
1. Виды поручений и особенности руководства ими
2. Дежурства как форма организации труда детей. Методика руководства трудом дежурных
3. Организация и руководство коллективным трудом детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
В наше время в общественном сознании уже сложился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровая, образованная творческая личность, способная к осмысленной общественной деятельности, построению собственной жизни, сферы обитания и общения, в соответствии с основными нравственными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни приобретает особую актуальность и значимость. Первые проявления самостоятельности в деятельности детей наблюдаются в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится, в пределах своих еще небольших возможностей, к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Основы самостоятельности закладываются на рубеже раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в дошкольном детстве связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, на поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, на овладение способами самоконтроля, на воспитание волевой стороны самостоятельности и т.д.
В практике дошкольного воспитания особое место занимает проблема самостоятельности дошкольников в повседневной деятельности. Уровень самостоятельности связан с развитием социального опыта трудовой деятельности, способностью ребенка занимать субъектную позицию в труде. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном возрастании роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Цель работы: проанализировать формы организации труда детей в разных возрастных группах.
1. Виды поручений и особенности руководства ими
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения [6, с. 54].
Трудовые поручения в детском саду многообразны. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществляют их всестороннее воспитание. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Ведь только в труде ребенок может всесторонне развиваться, раскрывать свои возможности и таланты. Очень важно с малых лет прививать у ребенка уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося принести своим трудом пользу, работать для благо общества. Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т.д.). Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.
2. Дежурства как форма организации труда детей. Методика руководства трудом дежурных
Дежурство – это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на служение коллективу. Дежурство предполагает работу одного или нескольких детей на благо всего коллектива. Несмотря на кажущуюся незначительность результата труда, дежурство имеет огромное значение в воспитании детей. Социальная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других выделяется в дежурстве в большей степени, чем в поручении, поэтому эта форма способствует развитию ответственности, гуманного и бережного отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, необходимых коллективу. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботу, понимание необходимости их работы для всех [5, с. 107].
Задачи дежурства:
- Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя.
- Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива.
- Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.
- На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку.
Роль ребенка – помощник взрослого.
Выделяют три вида дежурства:
- дежурство по столовой;
- дежурство по занятиям;
- дежурство по уголку природы.
В первой ясельной группе, выполняя простые трудовые действия, ребенок может помочь взрослому накрыть стол к трапезе и убрать его после еды (поставить на стол хлебницу и салфетницы, положить ложки. Убрать их на сервировочный столик).
3. Организация и руководство коллективным трудом детей дошкольного возраста
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – коллективному труду. Данная форма организации труда прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания.
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т.е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации.
Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач. Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать. А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время. Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду [4, с. 51].
Заключение
Поручения как форма организации трудовой деятельности дошкольников во всех группах дают возможность повседневно, систематически приобщать детей к участию в посильном труде. Такая постановка работы занимает детей, приучает их самостоятельно находить себе дело, что в целом создает в группе дружную деловую атмосферу. Зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возраст и возможности каждого ребенка, можно целенаправленно организовывать обучение детей тому, чего они еще не умеют делать, сформировать необходимые трудовые умения и навыки или изменить отношения к работе.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. – М.: Академ. проект, 2005. – 240 с.
3. Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения: Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / под. ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб.: Питер. – 2021. – 464 с.
4. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Изд-во «Просвещение», 1983. – 280 с.
5. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, /Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2007. – 416 с.
6. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
7. Микляева, Н. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Н. Микляева, Ю. Микляева. – М.: Владос, 2008. – 263 с.
8. Титовец, Т.Е. Основы дошкольной педагогики / Т.Е. Титовец, Т.В. Позднеева, Н.В. Литвинова. – Мн.: БГПУ, 2020. – 128 с.
9. Ходакова, Н.П. О работе педагогической мастерской «Инклюзивное образование. Использование ресурса тьюторского сопровождения» // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – 2013. – Т. 19. – № 1. – С. 34-36.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты