1. Сущность процессов развития, социализации
2. Биологические и социальные факторы развития личности
3. Воспитание и самовоспитание как факторы развития личности
Список использованной литературы
1. Сущность процессов развития, социализации
Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Отличие понятия развитие от других понятий
Первый: развитие - рост.
Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.
Рост - количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
Второй: развитие как созревание. К созреванию относят все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста. Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире - биологический) аспект психического развития. В таком определении преувеличивается значение биологической наследственности и соответственно преуменьшается значение других сторон развития.
Третий: развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике, в нем изначально предполагается наличие цели - образцовой, идеальной формы развития.
Четвертый: развитие как универсальное изменение. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. Однако данное требование оказывается невыполнимым.
2. Биологические и социальные факторы развития личности
Фактор - переводе с латинского «делающий, производящий», т.е. движущая сила какого-либо процесса, явления.
Выделяют 3 фактора, обуславливающие становление личности:
- Наследственность;
- Среда;
- Воспитание;
Их можно объединить в 2 большие группы: биологические и социальные.
Задача педагогической науки заключается не в констатации какого-либо фактора как основного, а развитии личности, а в определении соотношения факторов: под влиянием каких из них в большей степени происходит развитие.
Наследственность-то, что передается от родителей к детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части.
Постоянная часть- обеспечивает рождение человека представителем человеческого рода.
Переменная часть- это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: цвет глаз, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенности нервной системы и т.д.
Дети похожи на родителей и это бесспорно признается всеми. Но предметом обсуждения является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей.
Передаются ли способности и задатки? Многие зарубежные ученые (М. Мнтессори, Э.Фром и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству.
3. Воспитание и самовоспитание как факторы развития личности
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса – ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.