Задание 1. С.Я. Маршак – писатель и человек
Задание 2. Жанрово-тематическое разнообразие поэзии С.Я. Маршака для детей
Задание 3. Методическое обеспечение проведения занятий в детском саду при знакомстве с творчеством С.Я. Маршака
Приложения
Задание 1. С.Я. Маршак – писатель и человек
Родился Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964), один из самых любимых авторов детских книг, в Воронеже. Он уже в молодости был поэтом, затем стал драматургом и талантливым переводчиком. Азы знаний он получил в небольшом городке Острогожске Воронежской губернии.
Уже в гимназии проявились литературные способности Самуила Маршака. Удачное начало в творческой жизни Маршака положила встреча с литературным критиком В. Стасовым, с его легкой руки юноша продолжил учебу в Петербурге.
В 17 лет состоялось знакомство Маршака с М. Горьким, по его предложению Самуил приехал к писателю на ялтинскую дачу. Через два года увидели свет его первые стихи.
Маршак сотрудничал в петербургских журналах. Ему, как представителю газеты, посчастливилось поехать на Ближний Восток. В дальнейшем Маршаку довелось быть студентом Лондонского университета, в Англии он был с 1912 года.
Маршак увлекся переводами английских баллад. Оказавшись снова на родине, он опубликовал в журналах свои переводы. Маршак создал первый театр для детей, написав для него пьесы. Это произошло в Краснодаре.
Анализ сборника «Детки в клетке» Маршака
Несмотря на то, что количество произведений для детей на сегодняшний день очень велико, в редком доме не окажется сборника стихов Маршака. Произведению Самуила Яковлевича «Детки в клетке» исполнилось без малого 100 лет, оно выдержало множество изданий и по-прежнему востребовано на рынке детской литературы. Непревзойденный талант писателя, его понимание мысли ребенка, и неизменное чувство юмора сделали серию «Детки в клетке» классикой и образцом детской поэзии.
Вместе со своими маленькими читателями автор прогуливается между клетками в зоопарке и предлагает взглянуть на его обитателей. Интересно и само название сборника – детки в клетке: простая рифма таит простор для воображения. Ребенок переносится в удивительный мир, в котором за решеткой не просто дикие животные, а такие же, как он, «детки». Весело и непринуждённо происходит знакомство с птицами и зверями, а в паре строк выделяются их отличительные черты.
Задание 2. Жанрово-тематическое разнообразие поэзии С.Я. Маршака для детей
Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.
В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей («Мастер-ломастер», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое» и др.).
Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У.Шекспира.
Важной стороной деятельности Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть «В начале жизни». «Страницы воспоминаний», 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний «Воспитание словом», 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в т.ч. начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»).
Поэзия Маршака взращена на доброй русской, пушкинской основе.
Творчество Самуила Яковлевича Маршака (1887 – 1964) является классическим образцом детской поэзии, оно вмещает в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Но свою литературную деятельность Маршак начал не с детских стихов. Он занимался лирической и сатирической поэзией, переводил стихи английских поэтов. Потом у него появился интерес к детям. Он без всякой цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Возможно, именно благодаря сближению Маршака с детьми, его детские стихи проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца.
Задание 3. Методическое обеспечение проведения занятий в детском саду при знакомстве с творчеством С.Я. Маршака
Поэтическое творчество Маршака отражает принципы таких жанров устного народного творчества, как анекдоты, дразнилки, детские стишки, скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д. Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Огонь»,« Дом, который построил Джек »,« Петрушка-иностранец» – лишь малая часть того, что было написано в 1920-е годы. Стихи цикла «Детки в клетке» лаконичны, юмористичны, игривы. Они имеют небольшие размеры: две, четыре, реже восемь строк. Они дают конкретные, четкие черты внешности или повадок животных. В своих стихах, адресованных детям, Маршак развивает их чувства и разум. Тема счастливого детства в творчестве Маршака является главной, потому что объединяет основные проблемы: проблемы ребенка в коллективе, взаимоотношения детей и взрослых, природа и нравственность и т. д. Эта тема проходит через все произведения С. Маршака в детской литературе. Маленькие дети Маршака любознательны и активны, приветливы и раскованы. Играют увлеченно («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах своих старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан» , «Дети нашего двора»). Образ движения, роста – характерный для Маршака образ в стихах на тему счастливого детства.
Умение увидеть перспективу жизни совсем маленького ребенка, проследить связь детства, отрочества и зрелости – отличительная черта стихотворений Маршака, посвященных теме счастливого детства. Имя С. Маршака в детской литературе связано с утверждением активной позиции лирического героя – ребенка. С.Я. Маршак боролся за создание «большой литературы для самых маленьких». В своем докладе на I съезде советских писателей Маршак отметил, что для детей создано мало книг, подчеркнул необходимость активно развивать героические темы.