4 Функции цен
5 Факторы, определяющие уровень и динамику цены, их особенности
23 Взаимосвязь цен и налогов
Задача 39
Задача 47
Список литературы
4 ФУНКЦИИ ЦЕН
Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь четкое представление о том, что лежит в ее основе, какие объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен.
По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.
Цена — это денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда производятся и реализуются как товары. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает со стоимостью: она может отклоняться вверх и вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей считаться с общественно необходимыми затратами труда и добиваться их снижения, регулирует распределение общественного труда и средств производства между отраслями народного хозяйства [1, c. 48].
5 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ И ДИНАМИКУ ЦЕНЫ, ИХ ОСОБЕННОСТИ
Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием ряда факторов, которые действуют разнонаправлено и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести: спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование цен. В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов – внутренних и внешних:
- внутренние (микроэкономические), зависящие от деятельности предприятия;
- внешние (макроэкономические), независимые от деятельности предприятия.
Внутренние факторы: особые свойства товара, способ производства, обеспеченность основными ресурсами, организационно-технический уровень производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия, фирмы на рынке, реклама и продвижение товара [3, c. 44].
Особые уникальные свойства товара отражают качество и технический уровень продукции. Продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеют более высокую себестоимость и, соответственно, цену. При частых технологических изменениях товар будет иметь более высокую цену. Ориентация на несколько различных сегментов вызывает необходимость дифференцировать цены, то есть приспосабливать их к разным категориям покупателей. Влияние на цену оказывает длительность цепочки «производитель-потребитель», используемые каналы, посредники. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле товара и относительно низкую – при длительном. Уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла товара, в связи с изменение конъюнктуры рынка и объемов продаж. Хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет предприятия или фирмы на внутреннем и внешнем рынке, оригинальная реклама – все это позволит установить более высокую цену.
23 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕН И НАЛОГОВ
Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий в воспроизводственном процессе. Если цена отражает стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налог – часть этой стоимости, один из элементов ее перераспределения. По сути, налог является одной из основных частей цены, величина которой зависит от законодательно установленных норм и правил перераспределения составных частей валового общественного продукта.
Взаимосвязь налогов и цен осуществляется следующим образом:
1) Налоги имеют методологическую связь с ценами и решают близкие задачи.
2) Уровень цен предопределяет потребность в бюджетных средствах, а, следовательно, непосредственно влияет на количество и размеры вводимых налогов.
3) Налоговая составляющая в ценах определяет их уровень и характеризует степень реализации ими функции перераспределения.
Налоги, сборы, пошлины по-разному отражаются в составе цены. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, третьи являются прямой надбавкой к цене (НДС, акцизы) [1, c. 81].
Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), в отнесении на финансовый результат налогоплательщика. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.
ЗАДАЧА 39
Рассчитайте прибыль и рентабельность товара.
Исходные данные:
- Отпускная цена единицы подакцизного товара у производителя без НДС –1,26р.
- Полная себестоимость единицы изделия – 0,62 р.
- Ставка акциза – 0,03 р.
- Ставка НДС – 20 %.
Решение
1. Прибыль: 1,26-0,62-0,03 = 0,61 руб.
ЗАДАЧА 47
Используя обратный счет, необходимо оценить целесообразность производства нового вида продукции – полупальто. Рыночная цена полупальто – 150 руб. Себестоимость производства полупальто – 100 руб. Сложившаяся на фабрике рентабельность – 30%.
Решение
Определяем прибыль от реализации:
Пот р. = 150-100 = 50 руб.