1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности; виды, операции и формы мышления
2. Движущие силы развития личности
3. Психологический климат
4. Задача
Список литературы
1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности; виды, операции и формы мышления
Мышление – это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [2].
В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается недостаточным или бессильным чувственное познание.
Обобщенное отражение (познание) действительности – важнейший признак мышления. Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность предмета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей.
2. Движущие силы развития личности
Движущие силы развития личности – это противоречия:
– общие (универсальные) противоречия
– между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;
– индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека.
3. Психологический климат
Психологический климат – объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом [1].
Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной и половой состав.
Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
В качестве основных характеристик психологического климата коллектива взрослых психологи выделяют следующие показатели:
– удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством.
– преобладающее настроение
– взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных
– степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива
– сплоченность
– сознательная дисциплина
– продуктивность работы [5].
4. Задача
Какая мыслительная операция недостаточно развита у детей 6-10 лет, в следствии чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?
А. Ребенка поступившего в школу спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».
Ответ
в данном случае у ребенка недостаточно развиты конкретизация и обобщение. Он перечисляет части тела птицы и должен был ответить что это.
Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».
1. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум. для академического бакалавриата / Г. В. Бороздина, Н. А. Корм-нова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. – М. : Издательство Юрайт, 20167. – 463 с.
2. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменационные вопросы / Г.Ф. Вечорко. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 192 с.
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.
5. Чеховских, М. И. Психология делового общения: учебное пособие / М. И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2006. – 253 с.