Анализ семейного конфликта в работах К.Г.Юнга
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Анализ семейного конфликта в работах К.Г.Юнга»
по дисциплине: «Конфликтология»
2022
15.00 BYN
Анализ семейного конфликта в работах К.Г.Юнга
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Конфликтология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К.Г. ЮНГА
2. АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА В ТРУДАХ К.Г. ЮНГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях в области человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, который предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды – 20 томов неполного собрания сочинений, выпущенного на немецком и английском языках – включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психического (сознательного и бессознательного), обстоятельную теорию психологических типов и детальное описание универсальных психических образов, берущих своё начало в глубинных пластах бессознательной психики.
Несмотря на большое количество работ, посвященных трудам К. Юнга, тема конфликта, поднимаемая Юнгом, в частотности семейного, в них недостаточно освещена, что обуславливает актуальность темы данного учебно-исследовательского проекта.
Цель работы – произвести анализ семейного конфликта в работах К. Юнга.
Поставленная цель предполагает решения следующих задач:
1. Охарактеризовать основные положения аналитической психологии К. Юнга;
2. Выявить ключевые особенности семейного конфликта в работах К. Юнга.
Практическая значимость данного проекта заключается в анализе и описании результатов семейного конфликта в трудах К. Юнга, которые можно использовать при написании иных исследований в области психологии и конфликтологии.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К.Г. ЮНГА
Теория К. Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» [13], «Аналитическая психология» [9] и т. д.
В аналитической психологии К. Юнга представления о структуре личности гораздо сложнее, чем в классическом психоанализе. Прежде всего, К. Юнг выделил различные психологические типы личности, определяющиеся преобладанием той или иной из основных психических функций: ощущения, мышления, чувствования и интуиции. Соответственно выделяются сенсорный, мыслительный, этический и интуитивный личностные типы. Каждая из предложенных моделей личностных типов характеризовалась посредством раскрытия специфики способов их взаимоотношения с миром. Так, например, сенсорный тип отличается ситуативным реагированием, отсутствием эмоциональных задержек, в то время как мыслительный тип всю свою жизнь подчиняет интеллектуальным соображениям и формулам. Мыслительный и этический типы были отнесены К. Юнгом к рациональным, а сенсорный и интуитивный – к иррациональным [1, с. 66].
К. Юнг ввел важное различение в характеристику способа бытия личности – «экстраверсия-интроверсия», восходящее к его ранним положениям о принципе противоположностей, согласно которому энергия, движущая личностью, вырабатывается из противоположно направленных сил. Далее К. Юнг ввел понятие «психея», которое охватывает личность как целостность – это все нефизическое пространство, составляющее свою собственную реальность. Целостная структура «психеи» включает следующие компоненты: внутренний мир, внешний мир, анимус (анима), тень, самость (self), Эго, персона (маска), личное бессознательное, коллективное бессознательное (архетипы) и сознание. Причем «маска» и Эго принадлежат к области сознания.
Собственно «Я» (Эго), по К. Юнгу, – это комплекс репрезентаций, составляющий центр поля сознания, обладающий весьма высокой степенью устойчивости и идентичности. Личное бессознательное – зона, смежная с Эго. Она включает в себя забытые переживания, которые тем не менее могут актуализироваться. Познается оно, как и у З. Фрейда, через иносказание. Коллективное бессознательное, по К. Юнгу, – это «кладовая мировых процессов, отложенных в структуре мозга и симпатической нервной системы, составляющих в своей совокупности вневременной и вечный образ мира, в противовес нашей сознательной одномоментной картине мира» [3, с. 70].
2. АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА В ТРУДАХ К.Г. ЮНГА
Обращаясь к теме нашего исследовательского проекта, важно отметить, что в трудах Юнга семейный конфликт не был представлен в широком смысле этого слова с рассмотрением всех его ключевых аспектов и причин. Большинство его работ, в которых затрагивается тема конфликта в семье, либо рассматривает анализ состояния ребенка в контексте конфликта родителей, либо соотношение ролей в семье в контексте конфликта с введением внутриличностного в частности. Большинство работ, в которых затрагивается тема конфликта в семье, построены на архетипах, выявленных Юнгом. Остановимся более подробно на каждом из приведенных тезисов.
Архетипы – «это универсальные, врожденные модели людей, поведения или личностей, которые играют определенную роль во влиянии на человеческое поведение. Они были введены швейцарским психиатром Карлом Юнгом, который предположил, что эти архетипы были архаичными формами врожденного человеческого знания, переданного от наших предков» [4, с. 32]. В юнгианской психологии архетипы представляют собой универсальные паттерны и образы, которые являются частью коллективного бессознательного. Юнг считал, что мы наследуем эти архетипы во многом так же, как наследуем инстинктивные паттерны поведения.
Юнг считал, что архетипы обитают в коллективном бессознательном, Архетипы функционируют, чтобы организовать, как мы переживаем определенные вещи. Это особенно верно в отношении религиозных идей, но центральные понятия науки, философии и этики не являются исключением из этого правила. В своей нынешней форме они представляют собой варианты архетипических идей, созданных путем сознательного применения и адаптации этих идей к реальности. Ведь функция сознания состоит не только в том, чтобы распознавать и усваивать внешний мир через врата чувств, но и в том, чтобы переводить в видимую реальность мир внутри нас.
Архетип личности позволяет людям адаптироваться к окружающему миру и вписаться в общество, в котором они живут. Однако слишком тесное отождествление с этим архетипом может привести к тому, что люди потеряют из виду свое истинное «Я». Тень – это архетип, состоящий из половых и жизненных инстинктов. Тень существует как часть бессознательного ума и состоит из вытесненных идей, слабостей, желаний, инстинктов и недостатков. Тень формируется из наших попыток приспособиться к культурным нормам и ожиданиям. Именно этот архетип содержит в себе все то, что неприемлемо не только для общества, но и для собственной личной морали и ценностей. Она может включать в себя такие вещи, как зависть, жадность, предубеждение, ненависть и агрессию [1, с. 88].
Для Юнга конечная цель состояла в том, чтобы индивид достиг чувства сплоченного «Я», во многом сходного с концепцией самоактуализации Маслоу. Юнг предположил, что число существующих архетипов не является статичным или фиксированным. Вместо этого множество различных архетипов могут пересекаться или объединяться в любой момент времени [5, с. 52].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Труды К. Юнга – 20 томов неполного собрания сочинений, выпущенного на немецком и английском языках – включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психического (сознательного и бессознательного), обстоятельную теорию психологических типов и детальное описание универсальных психических образов, берущих своё начало в глубинных пластах бессознательной психики.
В трудах Юнга семейный конфликт не был представлен в широком смысле этого слова с рассмотрением всех его ключевых аспектов и причин. Большинство его работ, в которых затрагивается тема конфликта в семье, либо рассматривает анализ состояния ребенка в контексте конфликта родителей, либо соотношение ролей в семье в контексте конфликта с введением внутриличностного в частности. Большинство работ, в которых затрагивается тема конфликта в семье, построены на архетипах, выявленных Юнгом.
Архетип матери является ключевым в перечне «семейных», поскольку мать в значительной степени влияет на все, что происходит в семье, на развитие своих детей. На положительном полюсе указанного архетипа находятся магический авторитет феминности, мудрость и душевный подъем, любой полезный инстинкт или импульс, доброта, эмпатия и поддержка. На негативном полюсе − тайное, скрытое, темное, соблазн и др.
Если в первой половине жизни человек ищет внешнего партнера, на которого проектирует внутренний образ анимы (у мужчины) или Анимус (у женщины), то во второй – в процессе формирования суверенности психологического пространства необходимо установление связи между сознательным и бессознательным (что соответствует четвертой стадии развития анимы и Анимус).
От успешности решения кризиса середины жизни будет зависеть дальнейшее будущее партнеров и их супружеских отношений, а также гармоничность установления широты границ суверенности психологического пространства каждого из супругов, то есть будет ли этот период не только биологическим, но и духовным упадком, или духовное развитие супружеских отношений приобретет новый взлет.
1. Аналитическая психология : Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. – М. : Мартис, 1995. – 320 с.
2. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Психлология конфликта. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 576 с. : ил.
3. Ждан, А. Н. История психологии : Учебник / А. Н. Ждан. – М. : МГУ, 1990. – 367 с
4. Клонингер, С. Теории личности. Познание человека / С. Клонингер. – Спб. : Питер. – 720 с.
5. Малашкина, М. М. Популярная история психологии / М. М. Малашкина. – М. : Вече, 2002. – 480 с.
6. Марцинковская, Т. Д. История психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 544с.
7. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. – В 2-х томах. – Том 1 / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 416 с.
8. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – 3-е изд. / Л. Хьелл, Д. Зинглер. – СПб. : Питер, 2005. – 607 с.
9. Юнг, К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. – СПб.; Кентавр, 2004.– 475с.
10. Юнг, К.Г. Душа и миф: шесть архетипов [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.com. – Режим доступа: https://royallib.com/book/yung_karl/dusha_i_mif_shest_arhetipov.html.
11. Юнг. К. Г. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. – М. : КАНОН+, 1997. – 332 с.
12. Юнг К.Г. Обзор теории комплексов / К. Г. Юнг. – Минск: Попурри, 1998. – 402 с.
13. Юнг, К. Г. Психологические типы / Перев. С. Лорие, В. Зеленский. – М. : Академ. Проект, 2019. – 538 с.
14. Юнг К.Г. Трансцендентная функция. Сознание и бессознательное / К. Г. Юнг. – М.: Университетская книга АСТ, 1997. – 285 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты