Содержание комнатных растений в уголке природы
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Содержание комнатных растений в уголке природы»
по дисциплине: «Основы природоведения»
2022
15.00 BYN
Содержание комнатных растений в уголке природы
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы природоведения
Вариант: 7
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
1. Значение комнатных растений для организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
2. Экологический подход к содержанию комнатных растений.
3. Подбор комнатных растений для разных возрастных групп.
4. Агротехника выращивания комнатных растений.
Практическое задание.
Использованная литература.
1. Значение комнатных растений для организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Уголок живой природы в детском саду – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него бережного отношения к живому и любви к родной природе. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили.
Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.
2. Экологический подход к содержанию комнатных растений.
Основными факторами, от которых зависят рост и развитие растений являются тепло, вода, свет, воздух и питательные вещества.
Температура воздуха и почвы – один из основных факторов, определяющих жизнедеятельность растений. От него зависит ход таких физиологических процессов, как фотосинтез, дыхание и другое. Рост многих растений при повышении температуры от 15 до 35°C ускоряется, при понижении от 15 до 0°C – замедляется. При температуре, превышающей 35-38°C, интенсивность роста быстро снижается. Длительный избыток или недостаток тепла может привести растение к гибели. Поэтому важно помнить, что в начале вегетации необходима более низкая температура, чем в последующие периоды. Днем требуется больше тепла, чем ночью. Различные декоративные растения по-разному относятся к теплу, что во многом зависит от условий тех климатических зон, где это растение произрастало.
Потребность растений в почвенной и воздушной влаге велика. Вода является главной составной частью живой клетки. Количество ее достигает от 50 до 80% содержимого растительного вещества. Вода расходуется растениями в больших количествах в процессе испарения и одновременно поступает в них из почвы. Наряду с углекислым газом и минеральными соединениями вода необходима для синтеза органических веществ. С ее участием протекают все основные биохимические процессы в растении. От влажности почвы и воздуха зависит нормальный рост и жизнедеятельность растений, которые могут протекать только при достаточном насыщении клеток водой.
Водный режим складывается из трех процессов: поступление воды в растение через корневую систему и листья; передвижение воды по растению от корней к листьям и наоборот; испарение воды из листьев в атмосферу – транспирация, которая обеспечивает непрерывный ток воды с питательными веществами, поступающими из почвы, от корней к листьям. Испарение воды растениями предохраняет их от перегрева.
Растение может получать воду не только через корневую систему, но и через листья. Вот почему опрыскивание (в ранние утренние и вечерние часы) дает положительные результаты. Когда воды расходуется растением больше, чем поступает, клетки его обезвоживаются, вследствие чего побеги и листья поникают и вянут. Обезвоживание ведет к нарушению физиологической жизни растения: прекращаются рост, формирование цветковых органов, созревание плодов и так далее.
3. Подбор комнатных растений для разных возрастных групп.
Младшая группа
Растения должны быть похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (аспидистра, фикус); контрастными (традесканция, рейнекия, драцена). Всего 4-5 видов.
Дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах), листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе растений одинаковые. Знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья.
Из практических навыков – должны поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.
Воспитатель формирует у детей интерес и бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними, умение выполнять работу по уходу за растениями.
Средняя группа
Подбираются растения такого же вида, как и в младшей группе, кроме этого – растения, похожие на кустик (герань, бальзамин). Время от времени в группу вносят новые, желательно цветущие растения.
Дети должны знать названия 4-5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая форму листьев (овальные, круглые и др.). Знать еще одну растительную группу – куст.
Из практических навыков – должны продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать, какое растение нуждается в поливе, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, его нужно поливать, у другого темная, на ощупь сырая, его поливать не нужно).
Воспитатель продолжает учить детей отмечать сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать изменения в их развитии.
Старшая и подготовительная группы
Выбирают растения с более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узамбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань); интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножающимися черенками (традесканции, сеткрезии); с разными подземными частями – луковицами, клубнями (кринум, сансевьера).
4. Агротехника выращивания комнатных растений.
Подбор горшков для посадки растений. Самые лучшие горшки для растений – глиняные, но годны и пластмассовые. Объем горшка примерно соответствует объему корневой системы. Одни растения (многие луковичные, кактусы) любят тесные горшки, другие (герань, колеус) нуждаются в просторной посуде. Необходимо правильно выбрать и форму горшка – для растений с длинными корнями нужен высокий узкий горшок, для тех, у которых корневая система поверхностная или есть корневище, растущее по поверхности земли, необходимы широкие низкие горшки.
Перевалка растений из одного горшка в другой отличается от пересадки тем, что при ее проведении земляной ком не разрушают. Перевалка бывает однократная и многократная. Делается она для обеспечения растения достаточным количеством питательных веществ. Посуда должна быть на 1-2 см больше предыдущей. Перевалке подлежат обычно быстро растущие горшечные растения – примула, фуксии, пеларгонии, цинерарии, бегонии, многие из семейства лилейных, акантовых и другие.
Пересадка. Одно из важнейших условий ухода. В течение года земля в горшках истощается, уплотняется, закисает, появляются земляные черви, желтеют листья растений, опадают бутоны, засыхают и скручиваются конечные ветви. Чтобы выяснить необходимость пересадки при отсутствии наружных признаков, растение весной вынимают из горшка и осматривают. Если даже у здорового, нормально развитого экземпляра земляной ком оплетен войлочным слоем корней, пересадка необходима. Лучшее время для пересадки большинства комнатных растений – с 15 февраля до конца апреля. Цветущие весною растения пересаживают после цветения, горшечные виды – ежегодно, крупные кадочные – через 3-5 лет. Нельзя брать слишком большую посуду, так как задерживается развитие растения, и не освоенная корнями земля закисает. Горшок считается пригодным, если в 1 него свободно входит старый, то есть предыдущий.
Рыхление почвы. Земля в горшке должна быть рыхлой, так как через рыхлую землю хорошо проходят влага и воздух, в ней свободно развиваются корни растений. Для рыхления используют деревянные палочки с тупыми концами (чтобы не повредить корни). Ближе к корневой шейке рыхление следует проводить очень осторожно, неглубоко, иначе можно задеть корни; дальше от корневой шейки землю можно рыхлить чуть поглубже. Частота рыхления зависит от качества почвы: если почва глинистая, ее обрабатывают чаще, чем песчаную. Рыхление почвы проводят во влажном состоянии; при рыхлении сухой почвы можно порвать корни; сразу после поливки рыхлить трудно, так как на палочку налипает мокрая земля. Особенно осторожно рыхлят землю у растений со слабой, поверхностной корневой системой (бегонии, узамбарская фиалка).
Практическое задание.
Азалия
Научное название. Azalea.
Семейство. Вересковые.
Родина. Юго-восточная Азия.
Особенности ухода и внешнего вида (отношение к свету, влаге, какую предпочитает почву, когда цветет и размножается). Это невысокие кустарники (до 30-40 см), обильно ветвящиеся, с небольшими темно-зелеными глянцевыми листьями овальной или обратно яйцевидной формы. Цветки азалий бывают как простые, так и махровые, с ровными или гофрированными краями лепестков, одноцветными и пестрыми (с красноватыми или розовыми штрихами или полосками на более светлом фоне, с крапинками в зеве или только на нижних лепестках, с каймой по краю лепестков). В цветовой гамме представлены всевозможные оттенки белого и красного цветов. Азалия прямых солнечных лучей не выносит, ей требуется рассеянный свет или полутень. Ей нужна высокая влажность воздуха. Если азалия находится в квартире, то с началом отопительного сезона в комнатах становится очень сухо, и необходимо поддерживать повышенную влажность воздуха: регулярно опрыскивать растение. Для азалии правильный полив имеет очень большое значение. Почва не должна пересыхать. Нельзя допускать ни переувлажнения, ни застоя воды в поддоне. Для азалии хорошо подходит смесь из хвойной и торфяной земли (2:1) с добавлением небольшого количества речного песка, рыхлить почву ни в коем случае нельзя, – у азалии тонкие нежные корешки, которые легко повреждаются. Азалия очень требовательна к температуре. В зимний период ей необходима прохладная температура воздуха (12-14 °C), но при правильном уходе они могут расти и при 20-22 °C. Чтобы добиться обильного цветения нужно своевременно обрезать и прищипывать стебли. Обрезать начинают с мая. Молодые побеги прищипывают, оставляя на них по 4-5 листочков. При появлении небольших молодых побегов около цветочных почек их обязательно выщипывают. Чем пышнее куст, тем слабее цветение. Для более длительного цветения нужно также содержать азалию в прохладе. Азалия размножается семенами, черенками, делением куста и прививкой. Размножение семенами трудоемкий и сложный процесс.
Герань обыкновенная
Научное название. Pelargonium
Семейство. Гераниевые
Родина. Южная Африка.
Особенности ухода и внешнего вида (отношение к свету, влаге, какую предпочитает почву, когда цветет и размножается). Растение с прямостоячим стеблем, кустистой формы, с округлыми почковидными листьями ярко-зеленого цвета, имеющими концентрически расположенные круги бурого или желтоватого цвета (особенно хорошо они видны весной). Бывают и пестролистные разновидности, край листа у которых имеет белую полоску.
Зональная пеларгония обильно и продолжительно цветет. Цветы белые, розовые, малиновые простые или махровые, собраны в соцветие зонтик. Герань любит солнечные места, зимой рекомендуется дополнительная подсветка, иначе растения сильно вытягиваются. Поливка зимой умеренная, летом обильная. Желательна ежегодная пересадка в более просторный горшок с легкой земляной смесью, состоящей из дерновой, листовой земли и песка в соотношении 4:4:1, что обеспечивает обильный прирост растения. В конце зимы – начале весны герань необходимо обрезать на 1/3 длины побегов; это придает растению кустистую форму и стимулирует цветение. Размножается герань черенками, которые укореняются в тепличках. Герань зональная часто высаживается на клумбах.
1. Веретенникова С.А. Учебник. Ознакомления дошкольников с природой. – М: Просвещение, 1980.
2. Левданская П.И. Мерло А.С. Комнатные цветочные растения. – М: 1978.
3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М: Просвещение, 1984.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты