Социальная группа как объект психологии управления
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Контрольная
на тему: «Социальная группа как объект психологии управления»
по дисциплине: «Психология»
2022
15.00 BYN
Социальная группа как объект психологии управления
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА И ЕЕ ВИДЫ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ, ЕЕ СТРУКТУРА
ГЛАВА 4. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Психология управления как наука изучает психологические знания, которые применяются при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается несколькими психологическими дисциплинами. Это такие дисциплтны, как общая психология, психология труда, инженерная психология. Но в то же время рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это непросто совместная деятельность людей, которые объединены общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, которые объединены в одну организацию, которые подчиняются правилам и нормам этой организации и выполняют заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особого рода психологические отношения между людьми. Эти отношения существуют только в организации, – это управленческие отношения людей.
Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. То есть, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, которые образуют совместную деятельность.
В социальной психологии каждый отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА И ЕЕ ВИДЫ
Общество – совокупность самых разных групп. Социальная группа –основа человеческого общества, и само общество – это тоже социальная группа, только самая большая. Количество социальных групп на Земле превышает количество индивидов, т.к. один человек способен состоять сразу в нескольких группах.
Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.
Социальная группа – своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по определенным законам социальной группы. Многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом деятельности социальной группы. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям.
Социальные группы бывают следующих видов:
- номинальные и реальные;
- большие и малые;
- формальные и неформальные;
- первичные и вторичные.
Номинальная группа – это совокупность людей, искусственно выделенная по какому-то признаку. Эти люди в реальности не имеют никаких связей между собой. Членами номинальной группы могут быть избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Перед тем, как начать управление объектом, надо представить его основные характеристики. В качестве объекта управления можно рассматривать социальную организацию и социальную группу. С точки зрения системного подхода, социальную организацию можно представить как систему.
Система – это сочетание элементов, которые дают вместе новое качество, которым по отдельности ни один из ее элементов не обладает. Отсюда вытекает, что общество – это нечто большее и иное, чем составляющие ее организации, а группы – это что-то другое, чем сумма составляющих ее индивидов.
Социальная организация – это объединение некоторого множества людей для достижения определенных целей. По своему содержанию организация является системой отношений между ее членами, которая позволяет обеспечивать направленность действий всех членов для достижения определенных целей. Основная функция социальной организации в обществе – повышение упорядоченности действий людей.
Социальная организация – это функциональный объект, основывающийся на системе типовых норм. Эти нормы задаются организации как стандарт деятельности. Важными характеристиками организации являются: устойчивость, иерархичность, специализация и сверхаддитивность (т.е. прирост дополнительной энергии, так называемый, синергетический или организационный эффект).
Основные элементы социальной организации:
а) функции – цели, предписания, обязанности;
б) регуляторы – нормы поведения, средства контроля, стимулы;
в) связи (отношения) – иерархическая система должностных и функциональных зависимостей.
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ, ЕЕ СТРУКТУРА
Непосредственное общение и взаимодействие работников социальной организации происходит в так называемой «малой группе». Существуют различные определения малой группы, которые можно свести к следующему. Малая группа – это устойчивая, немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Ситуация непосредственного контакта существенно влияет на протекание психических процессов, результативность деятельности человека и сопровождается возникновением надындивидуальных, групповых феноменов.
Одной из главных причин изучения малой группы стала практическая необходимость поиска оптимальных методов управления групповой деятельностью. Малая группа имеет все признаки социальной группы. К ее социально-психологическим характеристикам можно отнести состав, структуру группы, групповые интересы, нормы, ценности, цели и потребности. Именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане является индивидуальной. Все вместе эти характеристики делают группу психологической общностью, то есть, дают возможность каждому ее члену отождествлять себя с ней. Знание подобных характеристик и механизма их влияния на взаимодействие в группе необходимо руководителю социальной организации для того, чтобы осуществлять целенаправленное воздействие в коллективе.
Состав малой группы разными авторами определяется по-разному: 2-7 чел., 3-9чел., 3-12 чел. В структуре группы проявляется содержание, характер связей и отношений между членами группы. Через структуру обуславливается положение индивида в группе. Производственная группа имеет формальную и неформальную структуры. Формальная структура состоит из социальной и демографической, где работники выделяются по полу, возрасту, образованию.
ГЛАВА 4 ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
Термин «групповая динамика» был впервые использован в 1939 г. представителем гештальт-психологии (от нем. Гештальт – «образ») К. Левиным в США, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К. Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
В современной литературе существует несколько значений термина
«групповая динамика»:
- это направление исследования малых групп;
- метод их изучения, т. е. особый вид лабораторного эксперимента, используемого при проведении исследований социальных установок и межличностных отношений в группе;
- совокупность динамических процессов, которые одновременно проходят в группе в определенную единицу времени.
К характеристикам групповой динамики относятся: цели группы; групповые нормы; структура группы и проблема лидерства; групповая сплоченность; групповое напряжение; фазы развития группы [7].
Цели группы определяются тем, в какую общую систему практической работы с людьми включена группа.
Планируемый результат группы также зависит от того, на какую методологию опирается ведущий группу специалист.
Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями руководителя. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными скрываемыми или неосознаваемыми целями. Попытки манипулировать группой или использовать ее в собственных целях, скорее всего, будут мало способствовать эффективной работе группы, а возможно, и принесут ей вред.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих общий социальный признак. Социальные группы делят на: номинальные и реальные; большие и малые; формальные и неформальные; первичные и вторичные. Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других.
В качестве объекта управления рассматривать можно социальную организацию и социальную группу. С точки зрения системного подхода, организацию можно представить как систему. Под социальной организацией обычно понимается объединение некоторого множества индивидов для достижения определенных целей. В социальной группе выделяется два вида отношений: формальные и неформальные.
Отношения между работниками организации образуют социальную подсистему. Социальная подсистема состоит из социальных групп. Непосредственное взаимодействие работников происходит в так называемой «малой группе». Малая группа – это устойчивая, немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Малая группа обладает всеми признаками социальной группы. К ее социально-психологическим характеристикам относятся: состав, структура группы, групповые интересы, нормы, ценности, цели и потребности, мотивы деятельности; организованность группы, ее способность к самоуправлению, ее сплоченность; социально-психологический климат группы, социальное самочувствие каждого из ее членов, уровень удовлетворенности группой; референтность, т.е. степень принятия членами группы групповых норм; коммуникативность, т.е. степень межличностного восприятия и установленного взаимопонимания между членами группы.
1 Володько, В. Ф. Психология управления: учебно-методическое пособие: в 2 т. / В. Ф. Володько. – Минск: БНТУ, 2012. – Т. 1: Психология объекта и субъекта управления. – 428 с.
2 Иванова, В. С. Психология управления: Учебное пособие / В. С. Иванова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 88 с.
3 Кравченко, А. И. Социология управления: Фундаментальный курс / А. И. Кравченко, Тюрина И. О. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2005. – 1136 с.
4 Социология: курс лекций / Н. П. Савко [и др.]. – Минск: БГМУ, 2008. – 267 с.
5 Социология: учебник для студентов вузов / под. ред. Батурина В. К. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 487 с.
6 Тощенко, Ж. Т. Социология управления. Учебник / Ж. Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с.
7 [Электронный ресурс]: https://socialworkstud.ru/konspekt-po-socziologii/110-ponyatie-socialnoj-gruppy-vidy-socialnyx-grupp.html.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты