1. Смета доходов и расходов образовательных учреждений.
2. Продвижение образовательных услуг на рынке.
3. Налогообложение образовательных услуг.
1. Смета доходов и расходов образовательных учреждений.
Расходы на финансирование образования подразделяются:
– текущие;
– капитальные;
– предоставление кредитов, бюджетных ссуд, займов и т. д.
К текущим расходам относятся:
– заработная плата;
– начисления на заработную плату;
– стипендии;
– расходы на питание;
– приобретение мягкого инвентаря, обмундирования и прочее.
Эта группа является самой большой и максимальный удельный вес у заработной платы.
1. Общеобразовательные школы
В основе планирования расходов на общеобразовательные школы лежат такие производственные показатели, как количество учащихся и число классов.
В связи с тем, что учебный год не совпадает с бюджетным, эти показатели рассчитываются на начало и конец года и в среднегодовом исчислении. Количество учащихся планируется отдельно по группам классов:
– 1-4 классы;
– 5-9 классы;
– 10-11 классы.
Количество классов рассчитывается путем деления числа учащихся на плановую наполняемость классов. 25 учащихся в старших классах, 30 – в младших.
Расчет заработной платы ведется отдельно для административного, педагогического и хозяйственно-обслуживающего персонала. Ставки заработной платы зависят от общего контингента учащихся в школе. Ставки заработной платы педагогических работников определяются на основе тарификации, которая проводится ежегодно по состоянию на 1 сентября. Для расчета фонда оплаты труда педагогических работников необходимо знать среднюю педагогическую ставку (определяется по тарифной ведомости) и количество педагогических ставок.
2. Продвижение образовательных услуг на рынке.
Завоевание рынка образовательными учреждениями может происходить различными путями. В частности, можно начать наступление на рынок с помощью активной рекламной кампании, осуществить поиск новых сегментов рынка ОУ, привлечь посредников к деятельности по распространению и продвижению на рынок своих услуг.
Однако применение любой из этих стратегий связано с множеством дополнительных проблем, решение которых может быть очень сложным для образовательного учреждения.
Наиболее приемлемой среди потенциально возможных является ситуация, при которой образовательные услуги, предлагаемые потребителю, в максимальной степени соответствовали бы запросам потребителей. Но тогда возможно пришлось бы сделать акцент на заочном обучении, сняв при этом ограничения по возрасту для абитуриентов и отказавшись от системы вступительных экзаменов или тестов, что соответствует требования потребителей. В то же время эти действия негативно отразятся на качестве «исходного материала» (учащихся), многие из которых будут не готовы к эффективному обучению, а это уже скажется на качестве подготовки выпускников.
Требования же других целевых групп потребителей могут радикально отличаться от приведенных выше, что породит конфликт целеполагания при формировании стратегии продвижения образовательных учреждений на рынок. Кроме того, необходимо учитывать интересы работодателей, которые в конечном итоге становятся потребителями человеческого капитала выпускников системы образования. Стратегия продвижения образовательных услуг должна учитывать все эти противоречивые тенденции и, более того, задавать направление потенциальных изменений в структуре профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда. Тем самым, образовательные учреждения должны не просто ориентироваться на рынок, а создавать новые тенденции на нем, исходя из принятых перспективных направлений государственной политики развития национальной экономики, мировых тенденций в сфере образования и глобальных научных и технологических преобразований.
3. Налогообложение образовательных услуг.
Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.
Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99.
При осуществлении учреждением образования внебюджетной деятельности виды оказываемых им услуг должны быть отражены в Уставе учреждения образования в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85.
Пунктом 9 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2013 г. № 641 (далее – Положение о порядке формирования внебюджетных средств), определено, что внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов). В части сумм превышения доходов над расходами по внебюджетной деятельности, остающихся в распоряжении учреждения образования, средства могут быть использованы по направлениям, указанным в пункте 25 Положения о порядке формирования внебюджетных средств.