Налоги в системе экономических отношений
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Налоги в системе экономических отношений»
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
2022
15.00 BYN
Налоги в системе экономических отношений
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Налоги и налогообложение
Организация: ЗападХимТорг, ЧТУП
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Расшифровка расчетов по налогам и сборам за 2019 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расшифровка расчетов по налогам и сборам за 2020 год.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 3 ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВ
ГЛАВА 4 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ: НАЛОГИ НА ОБРАЩЕНИЕ, НАЛОГ НА ПРИРОСТ ЦЕННОСТЕЙ, КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ, ПОДУШНЫЙ НАЛОГ, ПОЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И Т.Д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налоги одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути создания рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
Налоги основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов бюджета или налоговых доходов Республики Беларусь. За I полугодие 2021 года налоговые доходы составили 18,9 млрд р., или 88,3 % доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь. По сравнению с аналогичным периодом 2020 г. поступления увеличились на 26,4 % в номинальном выражении, а в реальном выражении – на 9,2 % в связи со снижением неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет [5].
Преобладающая часть налоговых доходов Республики Беларусь в I полугодие 2021 года представлена поступлениями налога на добавленную стоимость – 36,8%. Вторым источником формирования консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодие 2021 года являет подоходный налог – 20,2%. Далее следуют налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (13,6%), акцизы (8,9%), налог на прибыль (8,7%), налоги на собственность (3,8%) [10].
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. обозначено, что для достижения обозначенных стратегических целей потребуется существенно повысить эффективность использования бюджетных средств и усилить «зеленый» вектор бюджетных расходов [3]. Следовательно, важность совершенствования налоговой политики Республики Беларусь обозначена в стратегическом нормативном документе по социально-экономическому развитию Республики Беларусь, что свидетельствует о практической значимости исследуемой темы.
Изучением налогов, налогообложения, налоговой системы, налоговой нагрузки занимались и занимаются следующие отечественные и зарубежные ученые и специалисты: Н.В. Бондарчук, Е.С. Вылкова, М.А. Данченко, Г.В. Девликамова, Н.Е. Заяц, З.М. Карпасова, Е.Ф. Киреева, И.А. Майбуров, А.Г. Поршнев, А.М. Соколовская, А.В. Толкушкин, Т.А. Фролова, Г.И. Хотинская, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.
Большая актуальность и практическая значимость изучения теоретических и практических аспектов налогов и налогообложения определили выбор темы реферата «Налоги в системе экономических отношений».
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.
Итак, как отмечено ранее, налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т.д. То есть налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Следовательно, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов бюджета, необходимых государству для выполнения соответствующих функций, а именно: социальной, оборонной, правоохранительной, дипломатической, управленческой, по развитию фундаментальной науки и других. Как составная часть экономических отношений налоги через финансовые отношения относятся к экономическому базису [8, с. 18-23].
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Для современной Беларуси, важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития экономики. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика рыночных отношений и решение проблем взаимоотношений центра и местных органов власти определяют состав и структуру налогообложения. Практика налогообложения, исчисляемая столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или правила впервые сформулированы А. Смитом еще в прошлом веке в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причине богатства народов».
Первый — принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под его покровительством. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения.
Второй принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
Третий принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время . и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
Четвертый — принцип экономности — предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Именно в конце XVIII века закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику.
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:
− принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
− однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
− стабильность налоговой системы в течение длительного времени.
ГЛАВА 3 ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВ
Теорией переложения налогов отечественные и зарубежные учетные занимаются давно. Подробно рассмотрена эволюция теории переложения в учебнике Т.Ф. Юткиной [12, 172-194]. Также суть и эволюция теории переложения рассмотрена в учебном пособии Е.Ф. Киреевой [8, с. 20-22]. Как отмечалось ранее, исследование теории переложения налогов началось еще в XVII в. Суть ее в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения. Большое внимание соотношению «цена — налог» уделял в начале прошлого века российский и советский ученый А. Соколов.
Основоположником теории переложения считается английский философ XVII в. Дж. Локк, который, делая вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы разрешения этой проблемы. Физиократы полагали, что все налоги перелагаются на чистый доход от земли. Классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо) развивала теорию переложения, получившую название абсолютной. Так, Д. Рикардо считал, что всю тяжесть налогов несет предприниматель.
В начале XIX в. на смену данным теориям пришла позитивная теория переложения налогов, разработанная французским экономистом Н. Канаром. Ее суть 20 заключалась в том, что благодаря переложению все налоги распределяются между налогоплательщиками соразмерно их платежеспособности. Теория впоследствии получила название «оптимистической», так как пыталась примирить интересы имущих и неимущих слоев налогоплательщиков и выступала в защиту существующей системы налогообложения.
Одновременно с оптимистической развивалась пессимистическая теория (П. Прудон), согласно которой всякий налог перелагается на потребителей, а поскольку основная их масса принадлежит к малоимущим слоям населения, то налог, по определению, несправедлив.
Во второй половине XIX в. немецкая школа, в частности основатель финансовой науки К. Pay, развила понятийный аппарат и терминологию теории переложения, а именно: переложение налога от продавца к покупателю; переложение налога от потребителя к продавцу; избежание налога путем отказа от потребления объекта налогообложения. А. Вагнер определил также социальные условия переложения.
ГЛАВА 4 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ: НАЛОГИ НА ОБРАЩЕНИЕ, НАЛОГ НА ПРИРОСТ ЦЕННОСТЕЙ, КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ, ПОДУШНЫЙ НАЛОГ, ПОЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И Т.Д.
В экономической литературе наиболее часто выделяется несколько признаков классификации налогов и сборов, предназначенных для оценки налогов и сборов как доходов бюджета на макроуровне (рисунок 4.1).
Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований.
Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп, введение на этой основе классификационных кодификаторов и идентификационных номеров налогоплательщиков.
Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.
Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, то есть по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.
Личные налоги в мировой практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины [2, с. 50-52].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1 Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь.
2 Принципами налогов, разработанными мировой практикой являются: равномерность, определенность, удобства, экономность.
Принципы налогообложения Республики Беларусь рассмотрены в Налоговом кодексе Республики Беларусь. В Налоговом Кодексе Республики Беларусь реализован принцип всеобщности и равенства, который является принципом, выработанным мировой практикой налогообложения.
Налоги классифицируются по различным признакам. Классификация налогов важна для организации рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они универсальны, а их применение зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.
Значимость теории переложения налогов для финансовой науки и практики трудно переоценить. Она заставила различать понятия «налогоплательщик» и «носитель налога». Не всегда налогоплательщик выступает одновременно носителем налога. Первый устанавливается законодательно в качестве официального, юридического плательщика налога
3 Аналитическое исследование налогообложения проводилось на данных ЧТУП «Остров Чистоты» за 2019-2020 гг., основным видом деятельности которого является розничная торговля. ЧТУП «Остров Чистоты» уплачивало в изучаемом периоде следующие налоговые платежи: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, отчисления в фонд социальной защиты населения, прочие налоги и сборы (платежи по внешнеэкономической деятельности)
Общая сумма оплаченных налогов, сборов и отчислений ЧТУП «Остров Чистоты» в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 153,296 тыс.р. или на 3,7%.
Налогов в 2019-2020 годах уплачено на 1,152 тыс. р. и 0,108 тыс.р. больше, чем начислено, соответственно. То есть организация кредитует бюджет и отвлекает свои средства из оборота. Данное несоответствие связано с тем, что некоторые хозяйственные операции проводились в 2018-2019 годах, а уплата налогов осуществляется в 2019-2020 годах;
1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие для вузов / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М. : ИНФРА-М, 2016. 214 с.
2. Заяц, Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2002. – 220 с.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. №4. – С. 6 99.
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) : закон Респ. Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. 31.12.2022 г. №141-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (в ред. 31.12.2022 г. №141-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
6. Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2020 г. [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/.
7. Налоги и системы налогообложения в Беларуси [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Фемида»: – 2022. – Режим доступа: http:// www.femida.by/ index.php?page=se_nalog2.
8. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Е.Ф. Киреева [и др.]; под ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск : БГЭУ, 2012. – 447 с.
9. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2022 – Режим доступа : http://www.nalog.gov.by/.
10. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь (январь-декабрь 2020 г.) [Электронный ресурс] 2022. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yd2020.pdf.
11. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Е.М. Попов. – Минск : Выш.шк., 2011. – 272 с.
12. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / Т.Ф. Юткина.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Расшифровка расчетов по налогам и сборам за 2019 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расшифровка расчетов по налогам и сборам за 2020 год.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты