1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1.1. Тема
1.2. Актуальность опыта
1.3. Цель опыта
1.4. Задачи опыта
1.5. Длительность работы над опытом
2. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА
2.1. Описание ведущей идеи опыта
2.2. Описание сути опыта
2.3. Результативность и эффективность опыта
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1.1. Тема
Развитая речь выполняет основные социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе. В дошкольном возрасте дети усваивают разные типы высказываний. В то же время значительной части детей трудно подобрать факты для своих рассказов, расположить их в логическом порядке, структурировать высказывания и использовать их в речевой деятельности. Из всех существующих приемов рассказывания, на мой взгляд, наиболее современным является метод моделирования.
Именно по этой причине, мною была выбрана следующая тема для обобщения опыта: «Формирование связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования».
1.2. Актуальность опыта
Актуальность моего опыта мотивирована тем, что развитие речи становится с каждым днем актуальной проблемой в обществе. Зачастую у детей происходит задержка речевого развития, которая в дальнейшем неблагоприятно влияет на формирование психики ребенка. У ребенка происходит ухудшение выражений эмоций, медленнее происходит процесс развития воображения и восприятия, ребенок труднее понимает речь и то, что от него хотят, выражаемое жестами, ему трудно самостоятельно выражать свои мысли.
У детей старшего дошкольного возраста одной из важных задач является подготовка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить ребенка связно и последовательно передавать увиденное, а также правильно строить слова и фразы.
2. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА
2.1. Описание ведущей идеи опыта
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно.
Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н. А. Ветлугиной был разработан метод моделирования, который заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем и моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта, в основе метода лежит принцип замещения.
Задача воспитателя – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы.
Отечественными педагогами, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, К. Д. Ушинским, Е. А. Флериной, были исследованы вопросы развития связной речи и разработаны основы методики речевого развития, а также были определены виды детского рассказывания, последовательность в обучении, приемы и условия для эффективного обучения.
По мнению К. Д. Ушинского, целью «первоначального наглядного обучения» является овладение «даром слова», под «даром слова» он понимал умение верно выражать в словах свои мысли и наблюдения. В связи с этой целью необходимо упражнять детей в «наблюдательности, логичности». Также, по его мнению, основа речевого развития и составления последовательных историй является важным для развития монологической речи.
К. Д. Ушинский считал, что дети должны быть независимыми в обучении и их самостоятельность должна проявляться в умении ребенка выражать себя такими словами, которые будут понятны взрослым.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги моей опытно-экспериментальной деятельности, хочется отметить, что поставленная мною цель в формировании связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования – решена. Также поставленные задачи выполнены в полной мере.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности у воспитанников старшей группы повысился уровень связного монологического высказывания, что говорит о верно выбранном направлении для формирования монологического высказывания через метод наглядного моделирования.
1. Давидович, А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011.
2. Дубинина, Д. Н. Игры с картинками для малышей : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д. Н. Дубинина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2009. — (Серия «Мир детства»).
3. Дубинина, Д. Н. Путешествие в сказку : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Д. Н. Дубинина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2010. — (Серия «Мир детства»).
4. Петрикевич, А. А. Метод проектов в образовании дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. — Мозырь : Белый ветер, 2008.
5. Пралеска : У истоков образного слова. Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Саченко. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011.
6. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова – Москва – Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 25 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obuchenie_doshkolnikov_tvorcheskomu_rasskazyivaniyu_po_kartinke_s_ispolzovaniem_metodiki_ta_sidorchuk /.
7. Старжинская, Н. С. Играем со словами и звуками : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. — Минск : Нац. ин-т образования, 2009. — (Серия «Мир детства»).
8. Старжинская, Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду : занятия, игры, занимательный материал : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. — Минск : Новое знание, 2011.
9. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012.
10. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания / Минск.: Национальный институт образования, 2019. – 417 с.
11. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М.: Знание, 2008. – 80 с.
12. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 384 с.
13. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общей редакцией В. И. Яшиной. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 445 с.