Развитие методики обучения родному языку в Беларуси
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Развитие методики обучения родному языку в Беларуси
Вопросы языкового образования детей и молодежи всегда занимали одно из важнейших мест в педагогических воззрениях ученых и общественных деятелей разных стран. Долгое время языком обучения в школах многих стран была латынь, а в России языком обучения был также церковнославянский. В течение длительного времени развитию национального языка и образованию на родном языке не придавалось большого значения.
Но передовые ученые давно поняли, что родной язык надо уважать, изучать и бережно к нему относиться. Одним из первых, кто указал на важность обучения родному языку, был Я. А. Коменский, развивший «идею родного языка» в своей книге «Великая дидактика». Он сказал, что начальное образование обязательно должно осуществляться на родном языке.
К. Д. Ушинский заложил принцип народного образования в России, а в своей книге «Родное слово» известный педагог раскрыл роль родного языка в становлении и развитии личности.
Язык и культура всегда органически связаны. Соотношение языка и культуры проявляется в следующих факторах: язык – неотъемлемая часть культуры, которую мы наследуем от наших предков; язык – главный инструмент, с помощью которого мы изучаем культуру; Язык является важнейшим проявлением всех культурных проявлений. Язык играет одну из важнейших ролей в творческом освоении ребенком социального и культурного опыта.
Национальный язык является одним из важнейших средств воспитания детей. Через родной язык ребенок приобщается к богатому духовному опыту предков, познавая нравственно-этические идеалы народа. И все это способствует формированию психических качеств личности. Через родной язык также формируется национальная идентификация и национальное самосознание ребенка. Поэтому многие педагоги в прошлом и сейчас придают большое значение национальному языку ребенка. И этому языку надо обучать с раннего возраста.
Лингвистическая дидактика дошкольного возраста изучает способы обучения детей родному, второму и иностранному языку. У Беларуси очень непростая история в этой сфере, так как ее развитие всегда зависело от языковой ситуации в стране. А языковая ситуация, в свою очередь, всегда зависела от общественно-политической ситуации.
На территории Беларуси всегда использовались разные языки. В истории нашей страны были разные периоды, в одно время белорусский язык былв широком использовании, в другое находился в упадке. Например, во времена ВКЛ в качестве государственного языка использовался старобелорусский язык. Во времена Речи Посполитой белорусский язык был исключен из государственных учреждений. Некоторое время сохранялось белорусско-польское двуязычие, а затем было запрещено использование старобелорусского языка в государственных учреждениях и документах.
1. Старжынская, Н. С. Методыка развіцця роднай мовы: вучэбны дапаможнік / Н. С. Старжынская, Дз. М. Дубініна. – 2-е выд. – Мінск: Вышэйшая школа, 2008. – 301 с.
2. Старжынская, Н. С. Тэорыя і методыка развіцця беларускага маулення дашкольнікаў: вучэбны дапаможнік / Н. С. Старжынская. – Мн.: Тэхналогія, 2000. – 223 с.