Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства»
по дисциплине: «Экономика образования»
2022
15.00 BYN
Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Экономика образования
Вариант: 3
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
Введение
1. Образование как приоритетная отрасль экономики
2. Роль инвестиций в человеческий капитал
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Важнейшие характеристики, которые определяют потенциальные возможности страны - это национальное богатство и доля в нем человеческого капитала.
Структура национального богатства, его качество и эффективность использования будут характеризовать уровень и качество экономического и социального развития страны, шансы конкурентоспособности национальной экономики.
Концепция человеческого капитала стала прочной основой для разработки программ дальнейшего развития системы образования, науки, техники, здравоохранения, распределения трудовых ресурсов. На сегодняшний день осуществляется превращение человеческого капитала в главный фактор развития общества, экономики и государства в общем, при изучении которого нужно не только знать истоки зарождения и формирования концепции человеческого капитала, но и правильно применять данный ценный ресурс для того, чтобы он приносил пользу национальной экономике.
Национальная система образования включает:
- дошкольное образование;
- общее среднее образование;
- специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);
- профессионально-техническое и среднее специальное образование;
- высшее образование;
- послевузовское образование (аспирантура и докторантура);
- дополнительное образование взрослых;
- дополнительное образование детей и молодежи.
В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее – 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное – 70,3 и 117,8 тыс. человека.
В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях.
Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 – в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования (далее – УВО) обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.
На 1 января 2016 г. численность лиц, осваивающих содержание аспирантуры (адъюнктуры), составляла 4 931 человек; численность докторантов – 351 человек.
Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено более 480 тыс. человек. Переподготовка руководящих работников и специалистов ведется по 386 специальностям. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по 4,8 тыс. профессий.
В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 297 учреждений, в которых занимаются 388,36 тысяч детей (каждый третий учащийся системы общего среднего образования).
Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал - это главный интенсивный конкурентным фактором развития стран мира, осуществляющих опережающее инвестирование в высококачественный человечески капитал, организующих его приток в страну, создающих наилучшие условия для труда и жизни ведущих специалистов мира и страны. Ядро человеческого капитала, естественно - был и остается человек, но сегодня - человек образованный, созидательный и инициативный, который имеет высокий уровень профессионализма. Сам же человеческий капитал будет определять в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций.
1. Образование как приоритетная отрасль экономики
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Беларусь подчеркнута актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования – повышение доступности качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и любого гражданина.
До недавнего времени по традиционной для нашей страны классификации в народном хозяйстве выделяли две большие сферы: материального производства и так называемую «непроизводственную сферу». Долго считали, что труд в сфере образования является непроизводительным, не создает никакого «продукта».
При этом необходимо заметить, что основная роль образования - удовлетворение потребности человека в образовательных услугах. В связи с этим образованию принадлежит важное и одновременно особое место. Оно будет охватывать специфическую отрасль народного хозяйства, удовлетворяющую общественную потребность в образовательных услугах, заниматься подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, которые необходимы для разных видов трудовой и другой деятельности.
С целью функционирования учреждений образования, науки, культуры нужны здания, соответствующее оборудование, предметы материальной культуры и иные важные вещественные элементы национального богатства.
На основе разных литературных источников, возможно изучение структуры духовного производства. В его состав входят следующие составные части:
- наука, которая является накоплением и обновлением знаний о природе, обществе, самом человеке и созданном им искусственном мире, выявлением закономерностей строения и динамики окружающего мира, методах применения данных закономерностей в интересах человека;
- образование, которое является системой, обеспечивающей передачу научных знаний, умений и навыков подрастающему поколению и всему населению, удовлетворяющей их потребность в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующей соответствующие эстетические оценки и нравственные правила поведения в обществе;
- книги и средства массовой информации, которые способствуют распространению и обновлению духовных ценностей;
- культура, которая является системой учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.п.), обеспечивающей распространение знаний о духовных и материальных ценностях;
- нравственность, которая является системой этических норм, определяющих поведение людей, оценивающих их поступки;
- идеология, которая является мировоззрением людей, религиозными взглядами, отражающими цели и мотивы сознательной деятельности человека.
Все данные компоненты духовной жизни, естественно, органически между собой связаны и находятся в сложном взаимодействии. Самые тесные связи характерны для таких главных звеньев духовного производства, как наука и образование.
Роль нематериального производства непрерывно растет. Его отрасли имеют активное воздействие на повышение эффективности труда, который занят в материальной сфере, формируют условия для всестороннего раскрытия творческих способностей человека, повышения его квалификации и общеобразовательной подготовки.
2. Роль инвестиций в человеческий капитал
Для того чтобы перевести экономику страны в качественно новое состояние, обеспечивать конкурентоспособность, гибкость и дальнейший рост экономики, необходимы большие инвестиции. На сегодняшний день одной из самых важных задач является создание экономики, основой которой является развитие потенциала личности. Потенциала, являющегося производным от уровня доступности и качества образования, здравоохранения, информации и коммуникаций, а также достижения науки и культуры.
Как считают К. Макконел и С. Брю, инвестициями в человеческий капитал называют «любое действие, повышающее квалификацию и способности и, таким образом, производительность труда рабочих. Затраты, способствующие увеличению чьей-то производительности, можно рассмотреть в качестве инвестиций, поскольку издержки будут осуществляться с таким расчетом, чтобы данные затраты мог многократно компенсировать поток доходов в будущем».
Для инвестиций в человеческий капитал характерны особенности, которые отличают их от иных видов инвестиций:
1. По мере осуществлений инвестиций в человека их доходность будет возрастать до момента нахождения в трудоспособном возрасте, а после этого резко снижаться, то есть отдача от инвестиций в человеческий капитал будет прямо зависеть от продолжительности трудоспособного периода его носителя. В связи с этим его формирование выгоднее осуществлять на начальном этапе жизни человека, и чем раньше делать вложения в человека, тем быстрее они обернутся экономическим выигрышем. Помимо этого, длительные инвестиции будут обеспечивать более значительный и долговременный эффект; более поздние инвестиции будут приносить доход в течение более коротких временных промежутков.
2. Для человеческого капитала характерен физический и моральный износ, который по мере использования может накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяют степенью естественного старения человеческого организма, а также степенью устаревания знаний либо изменения ценности полученного образования. Увеличение человеческого капитала происходит во время периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта, а также профилактики состояния здоровья. Если эти процессы осуществлять непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные характеристики будут улучшаться и увеличиваться. Образование способствует повышению эффективности человека не только как работника, но и как обучающегося, то есть будет ускорять и облегчать процесс последующего накопления знаний и навыков. Но способности и возможности человека являются ограниченными, и усвоение дополнительных знаний со временем будет требовать от него все больших усилий.
3. В человеке можно признать вложениями в человеческий капитал только такие инвестиции, которые являются экономически необходимыми, нравственно оправданными и целесообразными с точки зрения интересов цивилизованного правового общества.
4. Не все инвестиции в человеческий капитал можно оценить в денежной форме. Помимо денежных доходов (к примеру, более высокой зарплаты), человек способен получать также моральное удовлетворение от сделанной работы. Исторические, национальные, культурные особенности и традиции формируют характер и виды вложений в человека. Инвестиции в человеческий капитал могут обладать социальными, психологическими и иными внешними эффектами, которые увеличивают доход, но тяжело поддаются количественной оценке.
Заключение
Человеческий капитал, являющийся наиболее важным достоянием страны, – это ключевая концепция, используемая в экономическом анализе и при обсуждении вопросов политики. Она имеет актуальное значение при рассмотрении, например, таких вопросов: какую отдачу приносит образование, каким образом страна может повысить производительный потенциал своей рабочей силы и каково вероятное воздействие старения населения на экономический рост.
В настоящее время систематизированные показатели человеческого капитала в структуре национального богатства имеются лишь по весьма ограниченному кругу стран. Это ставит перед исследователями и лицами, разрабатывающими политику, следующую дилемму: как мы можем понять роль человеческого капитала в экономическом и социальном прогрессе, если мы не договорились о том, каким образом измерять его?
В нашей стране признается важность человеческого капитала, он рассматривается как потенциальный фактор экономического роста. К сожалению, подход Всемирного банка является новым и отечественными исследователями и статистикой ещё не применялся. Официальная статистика Республики Беларусь отражает состав национального богатства в усеченной форме, а некоторые компоненты и вовсе не включает в состав этого макроагрегата.
Недостаточная разработанность показателей человеческого капитала в качестве элемента официальной статистики объясняется действием ряда факторов. Во-первых, необходимо согласовать саму концепцию. В какой степени должны учитываться неэкономические аспекты человеческого капитала и какие теоретические и практические проблемы это порождает? Несмотря на многолетние усилия, предпринимавшиеся целыми поколениями экономистов, нам еще предстоит пройти некоторое расстояние, прежде чем мы достигнем консенсуса относительно того, как следует измерять экономические параметры человеческого капитала. Должно ли такое измерение производиться в контексте национальных счетов? Человеческий капитал труднее измерить, чем физический, поскольку его приходится измерять косвенным путем. Какие концептуальные и методологические проблемы официальной статистике необходимо решить? И наконец, эта работа требует наличия опыта, знаний и навыков во многих областях, включая такие, как система национальных счетов, повышение производительности, экономика труда и образования. Поэтому следует ли официальным статистическим учреждениям выделять средства в эту работу из своих и без того ограниченных ресурсов?
На сегодняшний день оценки человеческого капитала в структуре национального богатства не ведутся, однако мы попробовали провести подобную оценку исходя из демографии и здравоохранения, образования, сферы науки и технологий в Республике Беларусь.
Демографическая ситуация в стране является естественной границей, которая регулирует формирование общего объема человеческого капитала нации. Численность населения Республики Беларусь в 2013 году составила 9466 тыс. чел. и ежегодно увеличивалась. В последние годы государство принимает некоторые меры по стимулированию рождаемости, растут суммы выплат по беременности и родам, с рождением третьего ребенка облегчается погашение жилищных кредитов. Возможно, этим объясняется некоторое улучшение показателей рождаемости в 2013-2016 годах. Тем не менее, в 2017 году наблюдалось снижение численности населения на 10 тысяч человек (9492 тыс. чел). Что касается увеличения рождаемости, то стимулирующие меры, принятые ранее в этом направлении, уже не оказывают того эффекта, на который рассчитывало государство. В сфере здравоохранения значимым стоимостным показателем состояния человеческого капитала можно выделить долю государственных расходов на здравоохранение в ВВП РБ. Сегодня эта доля составляет порядка 6,1 % от ВВП.
1. Беккер, Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер. – М. : ГУ-ВШЭ, 2003. – 672 c.
2. Бондарь А. В. Мировой рынок труда в условиях глобализации и особенности развития его белорусского сегмента. Мн., 2005. – 154 с.
3. Валентей С.Д. Развитие общества и теория социальных альтернатив / С.Д. Валентей, Л.И. Нестеров. – М.: Наука, 2012. – 321 с.
4. Викторова, Е. В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике / Е. В. Викторова // Инновации. – 2011.— № 6.— С. 100-107.
5. Глеба Т.И. Воспроизводство капитала и национального богатства страны. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 93 с.
6. Дятлов, С.А. Основы теории человеческого капитала / С.А. Дятлов. – СПб.1994. – 160 c.
7. Иванова Н.А. Экономика и социология труда – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2009. — 224 с.
8. Национальное богатство Республики Беларусь: концептуальные подходы коценке / Т. Н. Долинина // Труды БГТУ. Серия 5. Экономика и управление. — 2017. ― № 1. ― с. 20―28.
9. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. / ВГУЭС, 2009. – 712с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты