Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства»
по дисциплине: «Экономика образования»
2022
15.00 BYN
Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Экономика образования
Вариант: 2
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Поделиться
Введение
1. Виды и формы образования
2. Предмет, субъект экономики образования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Формирование и развитие образовательной системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения.
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание.
В соответствии со ст. 14 закона "Об образовании в Республике Беларусь" все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики принадлежат к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает:
1. дошкольное образование (сад, ясли);
2. начальное <9 классов;
3. базовое общее = классов;
4. общее среднее образование = 11классов;
5. внешкольные формы образования;
6. начальное профессиональное =ПТУ;
7. среднее профессиональное = техникум;
8. профессионально-техническое образование;
9. среднее специальное образование;
10. высшее образование;
11. подготовку научных и научно-педагогических кадров;
12. повышение квалификации и переподготовку кадров;
13. самостоятельное образование граждан.
В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); профессионально-технические и высшие профессионально-технические училища; средние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования - Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения. Непрерывный характер системы образования, ее структура, уровни обучения и типы образовательных учреждений
В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет /парламент/ республики, исполнение законов - Кабинет Министров), а также местные органы управления.
Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее оpганизационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.
1. Виды и формы образования
Беларусь находится в группе стран с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире и ныне достигает 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу Беларусь вышла на уровень самых развитых стран планеты. В последние годы на образовательную систему государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.
Согласно Закону Республики Беларусь «Об образовании», образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Общая структура системы образования РБ.
Дошкольное образование.
Среднее (школьное) образование.
Среднее профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Для дошкольных учреждений Беларуси характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.
Современное дошкольное образование Беларуси располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Беларуси которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:
1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
2. Предмет, субъект экономики образования
Экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в частях сферы образования: в отрасли «образования», в части отрасли или сферы, например, только в образовательных учреждениях общего образования.
Существуют и иные точки зрения на содержание экономики образования.
Экономика образования – это наука, занимающаяся исследованием и выявлением своеобразия экономических категорий и законов в области образования, анализирующая суть происходящих в ней процессов и раскрывающая их движущие силы.
Экономика образования - специализированная область экономического знания, изучающая сферу образования.
Экономики образования – это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели.
Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Объектом изучения экономики образования как науки считают сферу образования (или ее отдельные части), своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности, процесс создания и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования.
Предметом изучения экономики образования являются производственные отношения, складывающиеся в сфере образования по поводу производства, распределения, обмена и потребления, создаваемых в ней благ.
Преобладающая же масса образовательных учреждений призвана создавать услуги в форме так называемых общественных благ, потребление которых является всеобщим. Производство этих образовательных услуг обеспечивается за счет общества с помощью всеобщего налогообложения и в интересах всех граждан. Всеобщее право на образование закреплено в Конституции РБ.
В более развитом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:
- критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные подсистемы;
- необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;
- источники внебюджетного финансирования;
- государственную политику стимулирования инвесторов образования;
- рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении учреждений образования;
- методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.
Задачами экономики образования являются:
• определение места образования в народном хозяйстве страны;
• исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
• установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
• поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.
Заключение
Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.
Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.
Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Главная цель образования – удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях, в интересах успешного развития способностей, потенциала личности и общественного прогресса.
Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
1. Басовский, Л. Е. Экономика образования: Учебное пособие /Л. Е. Басовский, В. А. Панин. -М.: ИНФРА-М, 2016. – 219 с.
2. Викторова, Е. В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике / Е. В. Викторова // Инновации. – 2011.— № 6.— С. 100-107.
3. Галустов, Р.А., Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / Р.А. Галустов, Е.В. Крыжанстовская. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
4. Комарова, О.В., Экономика образования: учебное пособие / О. В. Комарова, Н. И. Зырянова. -"Инфра-М", 2016. – 208 с.
5. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2017: стат. сб. – Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2017. – 138 с.
6. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. / ВГУЭС, 2009. – 712 с.
7. Республика Беларусь на пути к новой экономике / М. В. Мясникович. – Минск : Беларус. навука, 2009. – 292 с.
8. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2013. – 464 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты