Правовое регулирование локального мониторинга окружающей среды
Задача
Список литературы
Правовое регулирование локального мониторинга окружающей среды
Состояние природной среды является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность человеческого общества. Вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов рассматриваются в числе приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь, которые во многом определяют особенности устойчивого развития страны.
Принято постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5» (далее – Постановление).
В Постановлении от 10 сентября 2021 г. № 23:
- актуализирован перечень природопользователей, в связи с произошедшими изменениями ряда юридических лиц, их реорганизацией, передачей производственных объектов иным субъектам хозяйствования и другими изменениями;
- уточнена периодичность и параметры наблюдений в соответствии с выданными природопользователям разрешениями на выбросы и специальное водопользование;
- уточнены наименования, количество и местонахождения источников вредного воздействия на окружающую среду (далее – ОС).
Постановление вступило в силу 7 октября 2021 года.
Локальный мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды в районе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на ОС, в том числе экологически опасной деятельности, и воздействием этой деятельности на окружающую среду [2, c. 48].
Объектами наблюдения при проведении локального мониторинга являются:
• выбросы загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;
• сточные воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты, в том числе через систему дождевой канализации;
• поверхностные воды водных объектов, являющихся приемниками сточных вод, в створах, расположенных выше и ниже по течению мест сброса сточных вод;
• подземные воды в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
• земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
• другие объекты наблюдений, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Задача
При проведении проверки соблюдения режима особо охраняемой природной территории в республиканском биологическом заказнике «Бусловка» было выявлено, что КУП «Рамёствы бацькаўшчыны» осуществлял промысловую заготовку дикорастущих растений, а также коры и корней деревьев на территории, входящей в состав данного заказника, для производства сувениров.
Имеет ли место нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях?
Какие меры ответственности должны быть применены в случае нарушения законодательства со стороны КУП?
Ответ
Рациональное использование растительных и других природных ресурсов, а также их охрана имеют очень большое значение для жизнедеятельности человека. Рациональное природопользование означает научно обоснованное, целевое, комплексное потребление природных ресурсов, в том числе и растительных, с целью экономической выгоды, их сохранения и восстановления.
Заготовка дикорастущих растений и (или) их частей, сбор почек, листьев, веток, коры деревьев, ивового прута, тростника, мха запрещаются: в населенных пунктах; в дендрологических парках, ботанических садах; в переданных в установленном порядке под охрану местах обитания диких животных и произрастания дикорастущих растений, отнесенных к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, типичных и редких биотопах; в границах зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей; на территории курортов и организаций здравоохранения, в границах округов санитарной охраны курортов; в местах массового отдыха населения.