Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства»
по дисциплине: «Экономика образования»
2022
15.00 BYN
Образование в системе общественного хозяйства и национального богатства
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Экономика образования
Вариант: 3
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
1. Образование как приоритетная отрасль экономики
2. Роль инвестиций в человеческий капитал
Заключение
Список использованных источников
1. Образование как приоритетная отрасль экономики
Рассматривая образование как систему, необходимо отметить, что это подсистема в системе отраслей народного хозяйства. Определение образования как отрасли, как системы предполагает наличие экономики – составной части системы образования. Попытка научного осмысления образования в развитии экономики и значения в отраслевой структуре экономики предпринималась многими отечественными и зарубежными экономистами. В настоящее время, ученые и специалисты рассматривают образование как сферу услуг (сфера социальных услуг, сфера услуг социально-культурной направленности и т. д.) (А. А. Дынкин, Ю. В. Куренков; А. И. Татаркин и др.), определяя экономическое содержание понятия как объекта продаж. Большинство ученых выделяет специализацию данных услуг – образовательные (Г. В. Астратова, И. В. Захарова, Е. Е. Лагутина, А. П. Панкрухин, Н. А. Пашкус и др.). В то же время сфера считается более общим понятием, чем отрасль, поскольку может объединять в себе несколько отраслей, например, рассматриваемая нами социальная сфера, объединяет в себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохранение и др. Другие авторы, определяют образование как вид экономической деятельности (О. В. Соловьева), имеющий определенные статистические параметры, в т. ч. являющийся областью предпринимательства (А. Вирабова, С. А. Наумова). В рамках перечисленных подходов не отрицается, что образование может рассматриваться и как отрасль экономики.
Образование определяется нами как отрасль нематериальной сферы экономики, объединяющая совокупность подотраслей и субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, оказывающих образовательные услуги и производящих образовательные продукты с учетом потребностей рынка, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение и направлены на воспроизводство человеческого капитала. Существенными характеристиками образования как отрасли экономики является то, что она охватывает производство (оказание), распределение и потребление образовательных услуг и продуктов.
Образовательная отрасль в современных условиях, пожалуй, располагает наибольшими интегрирующими (объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны. Чем же можно объяснить особую специфическую роль сферы образования?
Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим объективно предопределяется приоритетность отрасли образования.
2. Роль инвестиций в человеческий капитал
Национальное богатство Республики Беларусь представляет совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей, а также человеческим и природным капиталом. По имеющимся оценкам доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%.
Устойчивость социально-экономического развития Республики Беларусь в значительной мере определяется численностью и качеством трудового потенциала населения, степенью сбалансированности профессиональной и квалификационной структуры кадров с потребностью в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда. В современной экономике с ее высокой мобильностью качество человеческого капитала определяет перспективы экономического роста страны. Выдвигаются новые требования к углублению знаний, опыта, умений, улучшению здоровья, физического развития, поскольку образование увеличивает не только объем, но и качество человеческого капитала, здравоохранение увеличивает срок его использования, а культура повышает эффективность.
В связи с этим новая постиндустриальная экономика выявляет новую присущую ей особенность: наиболее эффективным направлением развития становится накопление людьми собственных способностей, а наиболее выгодными инвестициями – инвестиции в человека, его знания и таланты. Инвестиции в образование дают прямую экономическую отдачу через более высокую производительность труда, и по этой причине образование наряду с наукой образуют ядро инвестиционного комплекса нематериального производства. «Именно знания становятся важнейшим источником экономического роста, конкурентоспособности, создания новых квалифицированных рабочих мест»
Под человеческим капиталом следует понимать запас знаний, умений, опыта и способностей, а также здоровья, мотивационных и духовных качеств, которые способны приносить доход как носителю данного капитала, так и коллективу предприятия. От величины кадровой составляющей и ее качественных характеристик зависят масштабы и темпы осуществления инновационной деятельности.
Исходя из теории о том, что человеческий капитал выступает как запас способностей, знаний, умений и навыков человека, возникает необходимость в постоянном его накоплении. Они имеют прямую взаимосвязь с инвестициями, которые вкладываются в эту категорию.
Инвестиции в человеческий капитал – это вложение средств в носителей этого капитала (людей) в целях улучшения результатов деятельности организации на основе эффективного использования сформированного потенциала ее персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование определяется как отрасль нематериальной сферы экономики, объединяющая совокупность подотраслей и субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, оказывающих образовательные услуги и производящих образовательные продукты с учетом потребностей рынка, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение и направлены на воспроизводство человеческого капитала. Существенными характеристиками образования как отрасли экономики является то, что она охватывает производство (оказание), распределение и потребление образовательных услуг и продуктов.
Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта.
Инвестиции в человеческий капитал – это вложение средств в носителей этого капитала (людей) в целях улучшения результатов деятельности организации на основе эффективного использования сформированного потенциала ее персонала.
Инвестиции в человеческий капитал имеют специфические черты, отличающие их от других видов инвестиций, имеющих место в рыночной экономике инновационного типа.
К основным видам инвестиций в человеческий капитал относят: расходы на образование, расходы на здравоохранение, расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.
Инвестиции в человеческий капитал способствуют: достижению социального, психологического, культурного, морального и других эффектов, увеличивающих экономический выигрыш; приумножают производительные качества человека; ускоряют и облегчают процесс дальнейшего накопления знаний и опыта; позволяют привести в соответствие количество работников и число рабочих мест, уровень тарифных разрядов работ и рабочих. Накопленный в результате вложения инвестиций человеческий капитал выступает значимым фактором его воспроизводства в следующем поколении (уровень образования родителей определяет развитие и уровень образования детей).
1.Ботеновская, Е.С., А. О. Ефремова, Развитие человеческого капитала в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/250945/1/51-54.pdf.
2.Гордеева, Д.С. Экономика образования [Текст]: учебное пособие для студентов / Д.С. Гордеева, Н.А. Дегтярева. – Челябинск: – «Цицеро», 2017. – 95с
3.Зубрицкий, А. Ф. Научное обеспечение развития новейших технологических укладов Республике Беларусь / А. Ф. Зубрицкий, Н. Ф. Зеньчук, И. А. Зубрицкая // Новости науки и технологий. – 2017. – № 4. – С.35–41.
4.Индекс развития человеческого потенциала [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_overview_-_russian.pdf
5.Козловская, З. Н Человеческий капитал — основа инновационного развития Республики Беларусь / Козловская З. Н. // Проблемы управления хозяйствующими субъектами в информационном обществе : материалы 8-го Международного научно-практического интернет-семинара, г. Минск, 15 апреля — 15 мая 2019 г. / [редакционная коллегия: З. Н. Козловская, Н. И. Гришко, А. С. Залесовский]. – Минск: МИТСО, 2019. — С. 94—98.
6.Об утверждении Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]: Приказ Мин. образования от 29.11.2017 № 742 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7.Ростовский, Р.В. Образование как приоритетная отрасль национальной экономики // Известия ВУЗов ЭФиУП. 2013. №1 (15). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-prioritetnaya-otrasl-natsionalnoy-ekonomiki.
8.Трипуть, В. П. Инвестиции в человеческий капитал - пример социальной политики Республики Беларусь // Вопросы структуризации экономики. 2010. №2. – С.472-476.
9.Шабловская, Т.В. Инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационной экономики Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/29475/1/Shablovskaya_T._V..pdf.
10.Шемятихина, Л.Ю. Образование в отраслевой структуре экономики // Педагогическое образование в России. 2014. №2. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-otraslevoy-strukture-ekonomiki.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты