Педагогика
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Педагогика»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
15.00 BYN
Педагогика
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
1. Особенности периода раннего возраста: интенсивность, скачкообразность и неравномерность физического и психического развития детей, повышенная ранимость, неустойчивость эмоционального состояния, пластичность функций мозга и психики, легкая возбудимость и утомляемость нервной системы.
2. Раннее формирование потребности ребенка в эмоциональном общении, значение общения для психического развития и формирования социального поведения.
3. Роль взрослого, его непосредственного воздействия на первичное становление психических функций ребенка.
4. Значение периода раннего детства в становлении личности ребенка.
5. Этапы и ведущие линии развития ребенка раннего возраста.
Вывод
Список использованной литературы
2. Раннее формирование потребности ребенка в эмоциональном общении, значение общения для психического развития и формирования социального поведения.
3. Роль взрослого, его непосредственного воздействия на первичное становление психических функций ребенка.
4. Значение периода раннего детства в становлении личности ребенка.
5. Этапы и ведущие линии развития ребенка раннего возраста.
Вывод
Список использованной литературы
1. Особенности периода раннего возраста: интенсивность, скачкообразность и неравномерность физического и психического развития детей, повышенная ранимость, неустойчивость эмоционального состояния, пластичность функций мозга и психики, легкая возбудимость и утомляемость нервной системы.
Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.
Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.
При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.
2. Раннее формирование потребности ребенка в эмоциональном общении, значение общения для психического развития и формирования социального поведения.
У маленького ребенка очень сильна потребность в общении со взрослыми и велико значение этой потребности для его психического развития и эмоционального состояния. Потребность в общении со взрослыми формируется с первых месяцев жизни ребенка и быстро становиться такой же сильной, как и другие органические потребности. Уже на первом году общение со взрослым является одним из основных видов деятельности ребенка. Предметная среда, окружающая ребенка, организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает её понятной и доступной для малыша.
На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования процесса общения ребёнка с окружающими. Основное изменение состоит в том. что наряду вместе с удовлетворением жизненно необходимых потребностей ребёнка возникает общение, направленное на достижение практически важного для него результата.
Потребность в общении со взрослым впервые проявляется в установлении контакта по поводу физиологического комфорта. Если она в достаточной мере удовлетворяется, то вскоре теряет главное значение, уступая место потребностям ребёнка в получении впечатлений, в движениях, в общении со взрослым. Вместе с формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности малыша-общение со взрослым. Сначала оно носит непосредственно-эмоциональный характер. Словесно-эмоциональные систематические воздействия обогащают детей первого полугодия первого года жизни и значительно благоприятствуют их познавательному развитию на чувственно-ориентировочной основе. Вскоре малыш и сам начинает проявлять инициативу, как бы налаживать контакты, стремясь показать взрослому, весь несложный репертуар своих умений: в зависимости от настроения и отношения взрослого, он по-разному реагирует на прикосновение его рук и эмоциональные проявления, старается подражать ему. Следовательно, отношение взрослого, проявляющееся в процессе ухода за малышом, на занятиях с ним, в повседневном общении, является причиной первых радостей и огорчений ребёнка.
Во втором полугодии функция общения существенно меняется. Только ласки и внимания, которых хватало ребёнку до 6 месяцев, очень скоро становится недостаточно. Когда малыш начинает овладевать элементарными действиями с предметами, двигательными и некоторыми речевыми элементами, его бодрствования следует организовать на основе выполнения посильных упражнений, игр. в которых взрослый выступает не только как организатор, но и как активный партнёр, знающий, чего он должен добиться от ребёнка, чему его научить. После 6 месяцев между ребенком и взрослым устанавливается «деловое» общение.
3. Роль взрослого, его непосредственного воздействия на первичное становление психических функций ребенка.
Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.
Общение между взрослым и ребенком и его роль Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:
- Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
- Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
- Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.
Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др. Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания. Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.
От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт. Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений. С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей. Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:
- Организацией совместной деятельности,
- Педагогическими ситуациями,
- Показом.
4. Значение периода раннего детства в становлении личности ребенка.
Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.
Особенности периода раннего детства:
1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития:
- интенсивно увеличивается рост и вес ребенка;
- усиленно развиваются все функции организма;
- к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500 слов в активном словаре).
2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.
3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием: крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.
4. В раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирующихся умений и навыков. Эта особенность требует постоянного упражнения в тех или иных навыках, приучения ребенка посредством многократного повторения к правилам поведения.
5. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Формирующиеся умения и навыки требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.
5. Этапы и ведущие линии развития ребенка раннего возраста.
Развитие маленького ребенка идет неравномерно: в разные возрастные периоды определенные функции и умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период ребенка от года до двух лет можно условно разделить на 4 периода развития:
- 1 г.1 мес. – 1г.3мес.;
- 1 г.4 мес. – 1г.6 мес.;
- 1 г.7 мес. – 1г.9мес.;
- 1 г.10 мес. – 2 г.;
На 3-ем.г. ж. выделяют два возрастных периода:
- 2 г. 1 мес. – 2г. 6 мес.;
- 2 г.7 мес. – 3 г.
Реакции и умения ребенка, определяющие его развитие на конкретном возрастном этапе, являющиеся благоприятными предпосылками для дальнейшего развития, называют ведущими линиями развития.
На 2-ом г.ж. выделяют такие ведущие линии развития, как:
- сенсорное развитие (сенсорика);
- основные движения;
- развитие речи (понимаемая и активная речь);
- игра и действия с предметами;
- навыки самообслуживания;
На 3-ем г. жизни к этим линиям развития добавляется еще одна: изобразительная и конструктивная деятельность.
Задачами развития и воспитания детей раннего возраста являются:
1. Продолжать укреплять здоровье ребенка, способствовать повышению его работоспособности.
2. Развивать основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, бросание);
3. Обогащать связи ребенка с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям, способствовать их отражению в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности;
4. Расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь.
Вывод
Ребенок раннего возраста проявляет большой интерес к познанию мира предметов, которые его окружают, приступает к освоению действий с ними вместе со взрослыми. Предметно-манипулятивная деятельность является ведущей. Главным новообразованием этого периода является появление личных действий и проявление себя как обособленного деятельного субъекта - "Я сам". Наблюдается эмоциональное завышение самооценки. На этапе завершения данного периода мотивация поведения малыша проявляется во взаимоотношениях со взрослыми, в положении, в котором он находится. Значительно заметно появление поступков с проявлением "Я" ребенка.
Первые представления о себе как о личности появляются у детей к концу периода раннего детства. Эмоции и формирующиеся чувства ребенка могут быть подвержены изменениям в случае изменения ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляются первые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста.
Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы.
В этом возрасти ребенок овладевает прямохождением и речью, поэтому открывается новый мир возможностей.
В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка, тем, что попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств.
Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т.е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели.
1. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста. – М.:Изд-во Академия»,1999.- 498 с.
2. Выготский Л. С. Кризис трёх лет // Дошкольное образование. – М.:Изд-во «Академия», 2005.- с. 2-4.
3. Голубева Л. Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие / под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192с.
4. Ермолаева, М. Е. Психология развития [текст] / М. Е. Ермолаева. – М. : МПСИ, 2006. - 420 с.
5. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
6. Коломенских, Я. Л. Детская психология [текст] / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. – Минск : Изд-во «Университетское», 1988. - 223 с.
7. Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2004. №9. – с. 28-29.
8. Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей среды / С. Кузнецова, Г. Романова // Ребёнок в детском саду. – 2004. № 34. - с. 58-65.
9. Новикова Т. Детский сад и ребёнок трёх лет //Дошкольное образование.-2005.№15.с.4-5.
10. Павлова Л. Третий год жизни: особенности возраста. //Д. в.-2005 -№2-с.113-117.
11. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
12. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М.,2003. -198 с.
13. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология [текст] / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2001. – 336 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты