2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ КОСМОЦЕНТРИЗМ
25. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ КОСМОЦЕНТРИЗМ
Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной.
Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония. Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу.
В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос». Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа. Для обозначения понятия "первооснова" древнегреческие философы ввели термин «Архе».
Представители милетской школы в качестве нее рассматривали все возможные природные явления: например, Фалес первоосновой всего сущего называл воду, Гераклит – огонь, Анаксагор – землю, а Анаксимен – воздух. А представители школ нематериалистической направленности в качестве первородной субстанции называли абстрактные понятия: «дао», «логос», «эйдос», «инь-янь».
Настоящим переворотом в философской мысли стала логика Парменида, согласно которой «ничто» не может существовать, а «быть» для вещи означает, что она уже не сможет стать чем-либо, чем она не является в текущий момент времени. Такой абстрактно-логический подход к объяснению сущего нашел дальнейшее развитие во многих философских школах. В частности, Демокрит, как представитель направления атомизма, считал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц, которые движутся в пустоте. С его точки зрения «ничто» существует – это вакуум, в котором движутся атомы.
25. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ
Социальная структура (от лат. structure — строение, расположение, порядок) общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.
Роль социальной структуры:
1) организует общество в единое целое;
2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.
Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру. Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли.
Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая,социально-территориальная и социально-этническая подструктуры.
Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.
1. Гуревич, П.С. Основы философии: Учебное пособие./ П.С. Гуревич. - М.:Из-во «КноРус», 2013- 479 с.
2. Дедюлина, М. А. Социальная философия: учеб. пособие / М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 295 с.
3. Калмыков, В. Н. Философия: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – Минск, 2017. – 319 с.
4. Лавриненко, В. Н. Философия в 2т. Т.2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для СПО/ В.Н. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л.И. Чернышова; под ред. В.Н. Лавриненко.-7-е изд., пер. и доп.- Москва: Юрайт,2018. – 283 с.