1. Изложите основные направления развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь.
2. Изложите цели и задачи планирования производственного обучения и нормирования учебно-производственных работ.
3. Сформулируйте вопросы наводящего характера (не менее 5), на основе которых можно организовать индивидуальную беседу с учащимися в процессе текущего инструктажа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Изложите основные направления развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь
Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих.
В соответствии с законодательством в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, дополнительно осуществляются профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, трудовое (профессиональное) обучение, внешкольное обучение и воспитание, оказываются другие образовательные услуги.[5]
В целях дальнейшего развития системы профессионально-технического образования работа Министерства образования Республики Беларусь направлена на решение следующих задач:
• организация совместной работы с облисполкомами, Мингорисполкомом, иными органами государственного управления по созданию системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих системе образования в 2011-2015 годы;
• формирование структуры и объемов подготовки рабочих (служащих) с учетом увеличения числа выпускников общеобразовательных учреждений, получивших общее базовое образование, и в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы в молодых рабочих кадрах;
• укрепление связей УПТО и базовых организаций на основе заключения договоров об их взаимодействии при подготовке рабочих (служащих);
• повышение престижности обучения в УПТО, адресности подготовки кадров и снижения отчисления учащихся по неуважительным причинам.
2. Изложите цели и задачи планирования производственного обучения и нормирования учебно-производственных работ
Цель нормирования учебно-производственных работ – способствовать формированию и воспитанию квалифицированного рабочего, отвечающего требованиям современного производства и развития общества.
Задачи нормирования:
–обеспечить постепенное освоение учащимися приемами и методами предстоящей деятельности;
–приучить учащихся ценить фактор времени, обеспечить освоение ими к концу обучения норм, установленных для соответствующей профессии и уровня квалификации;
–определить исходные данные для правильного планирования ПО и рационального использования имеющегося оборудования;
–содействовать наиболее объективной оценке успеваемости учащихся по производственному обучению на основе показателей выполнения учащимися установленных норм;
–воспитывать учащихся в процессе производственной деятельности.
Нормирование работ учащихся в учебных заведениях проводится в соответствии с технологическим процессом, с учетом производственных возможностей, производительных режимов работы и передового производственного опыта.
Работоспособность человека в течение рабочего дня изменяется по определенной закономерности. При непрерывной работе различают три периода работоспособности: период врабатываемости, период устойчивости уровня работоспособности, период утомления.
В начальный период освоения учащимися приемов и способов выполнения операций норма времени не устанавливается.
3. Сформулируйте вопросы наводящего характера (не менее 5), на основе которых можно организовать индивидуальную беседу с учащимися в процессе текущего инструктажа
Мастер заранее намечает учащихся, которых он будет инструктировать на предстоящем уроке по определенным вопросам. Особое внимание он уделяет неуспевающим. Обнаружив недостатки, ошибки и нарушения в работе, мастер своим советом и показом помогает учащимся в их устранении.
Мастер обходит учащихся и наблюдает за их работой, подходит к тому, кто допускает ошибки или недостатки в работе. Однако не следует сразу объяснять и показывать правильные приемы. Сначала необходимо попытаться с помощью наводящих вопросов помочь учащемуся самому понять и осознать свои ошибки, их причины и пути исправления. Если это мастеру не удается, он дает учащемуся необходимые пояснения и показывает правильные приемы работы. После этого учащийся повторяет показанное. В течение некоторого времени мастер наблюдает за работой, проверяет, не допускает ли он повторных ошибок и не надо ли что-либо исправлять. Если учащийся правильно выполняет приемы, мастер приступает к инструктажу следующего. С кого начать текущий инструктаж мастер решает в зависимости от конкретных условий. Если в группе имеются такие учащиеся, которые вследствие затруднений не могут приступить к выполнению задания, он с них и начинает. Если же все приступили к работе, то мастер инструктирует тех, кого наметил.
В процессе текущего индивидуального инструктирования и контроля за ходом выполнения самостоятельных работ мастер может согласовывать теоретические знания с выполнением учебно-производственных работ также путем кратких бесед на рабочих местах. Эти беседы не должны быть шаблонными. Мастеру следует учитывать индивидуальные, психологические особенности учащихся, уделять больше внимания тем вопросам, которые учащийся усвоил недостаточно твердо.