1. Сознание — это
2. Дайте философский анализ текста
3. В какой степени являются истинными следующие суждения? Прокомментируйте каждое из суждений. Выделите правильное и объясните, почему оно правильное.
4. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика?
5. Исходя из основных функций практики, проанализируйте проблемные ситуации.
6. На лекции по философии преподавателю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Какие варианты ответа можно встретить в философии разных школ? Как бы Вы развернуто ответили на этот вопрос студента?
7. Сделайте подборку определений понятия «общество», относящиеся к разным направлениям философии (направления указать). Выделите из них одно, наиболее ёмко выражающее сущность и природу общества. Проанализируйте его.
1. Сознание — это
а) «такая же функция мозга, как и моча - функция почек»;
Сознание является предметом рассмотрения многих дисциплин (психология, философия, медицина и др.). Человеческое сознание привлекало внимание ученых с начала античных времен. В рамках естественнонаучного или «вульгарного» материализма в XIX веке (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) сложилось представление о сознании к природно-физиологическому проявлению (мозг-сознание; моча-почки).
2.Дайте философский анализ текста
ИНСТРУКЦИЯ: анализ того или иного текста предполагает поиск, в первую очередь, ключевого понятия или идеи, а также выяснение с опорой на лекционный материал тех принципов и установок, на которых основывается содержание этого понятия или идеи. В результате выявляется направленность содержания текста: метафизическая (идеалистическая, материалистическая) или диалектико-материалистическая. Авторы текстов здесь целенаправленно не указываются, что дает возможность самостоятельного определения исторической эпохи, философского направления, школы или даже конкретных философов, в традициях мышления которых выдержан текст. Иными словами, отсутствие авторов текстов создает предпосылки для большей вариативности ответов. По мере выявления понятий, принципов, установок, школ или направлений и т.п., необходимо раскрывать их сущность, давать им четкие определения.
Алгоритм действий:
1) Поиск ключевого понятия или идеи текста.
2) Со ссылкой на определенные признаки, в роли которых могут выступать философские принципы и установки, определить направленность (метафизическую или диалектико- материалистическую) содержания ключевого понятия или идеи текста.
3) Определить, какие из уже известных вам философских направлений, школ или философов, определяли подобным образом сущность данного понятия или идеи.
4) Дать диалектико-материалистические определения всем выявленным в процессе анализа понятиям.
а) «Если наступит момент, когда движение утратит способность превращаться в различные формы, значит, был момент, когда оно эту способность приобрело».
Основным понятием этого суждения является материя, которая явилась центральным понятием в диалектико-материалистической направленности текста. В начале XIX был сделан огромный скачок в объяснении устройства Вселенной, особенно это касалось изучения физических явлений. Вывод ученых из различных областей сводился к тому, что все на земле находится в состоянии движения. Одной из попыток отрицания этих выводов стала теория «тепловой смерти Вселенной». По мнению Ф. Энгельса неизбежные следствия теории «тепловой смерти Вселенной», противоречащие принципу несотворимости и неуничтожимости движения, являющемуся выводом из всего опыта человечества.
3. В какой степени являются истинными следующие суждения? Прокомментируйте каждое из суждений. Выделите правильное и объясните, почему оно правильное.
Материя — это:
а) то же, что и реальность;
Диалектико-материалистическая трактовка материи, высказанная В.И. Лениным. Теория отразила полный отказ от связи материи с сознанием человека. На наш взгляд, представление это верно только наполовину, т.к. реальность существует в человеческом сознании и не моет быть от него оторвано.
4. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика?
Процесс познания представляет собою субъективный процесс, в ходе которого необходима включенность сознания. Сходные на первый взгляд понятия «знание», «познание», «сознание» несут в себе существенные смысловые различия. Смысл понятия «сознание» заключен в самом слове: «сознание», то есть сопутствующее, сопровождающее знание. В сознании субъекту дан не только объект, но и он сам в противопоставлении объекту. Сознание – это мировоззренческое образование, имеющее различные аспекты, ступени, формы.
5. Исходя из основных функций практики, проанализируйте проблемные ситуации.
а) Практика — основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?
Понятие практики как философской категории появилось в эпоху Нового времени, когда научное познание мира приобрело особенную популярность. В науку отличает доказательность каждого выдвинуто тезиса, а это возможно только благодаря практическим доказательствам. Таким образом, становясь основой познания, и в тоже время любая практическая деятельность опирается на теоретические знания.
6. На лекции по философии преподавателю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Какие варианты ответа можно встретить в философии разных школ? Как бы Вы развернуто ответили на этот вопрос студента?
Антропологическая проблематика в целом пронизывает собой всю историю философии. В классической философии можно выделить следующие основные стратегии интерпретации природы и сущности человека: натурализаторскую, рационалистическую, религиозно-персоналистскую и социологизаторскую.
Натурализаторская интерпретация предполагает трактовку человека как природного существа, особенности которого генетически и функционально определяются естественной средой его обитания.
7. Сделайте подборку определений понятия «общество», относящиеся к разным направлениям философии (направления указать). Выделите из них одно, наиболее ёмко выражающее сущность и природу общества. Проанализируйте его.
В современной литературе существуют разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как
– выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития (социальная философия М. Вебера);
– система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат (структурно-функциональная теория).