1. Определите фигуру силлогизма и проверьте, соблюдены ли общие правила и правила этой фигуры, а также установите с помощью Эйлеровых диаграмм правильность или неправильность использованного применительно к этой фигуре модуса.
2. Определите отношения между понятиями и изобразите их кругами Эйлера: крупное яблоко, мелкое яблоко, зеленое яблоко, яблоко, зеленый фрукт.
3. Дайте полную логическую характеристику понятиям: планета, русалка, Солнце.
4. Установите, в каком отношении находятся следующие суждения: «Ни один человек не является грамотным» и «Все люди грамотные».
5. Постройте превращение, обращение и противопоставление предикату суждения «Никто из студентов этой группы не получил удовлетворительной оценки».
Список использованных источников
1. Определите фигуру силлогизма и проверьте, соблюдены ли общие правила и правила этой фигуры, а также установите с помощью Эйлеровых диаграмм правильность или неправильность использованного применительно к этой фигуре модуса.
«Все планеты – небесные тела».
«Луна – не планета».
«Луна не является небесным телом».
Ответ:
Все планеты – небесные тела.
Луна – не планета.
Следовательно, луна не является небесным телом.
В данном случае силлогизм правильный.
2. Определите отношения между понятиями и изобразите их кругами Эйлера: крупное яблоко, мелкое яблоко, зеленое яблоко, яблоко, зеленый фрукт.
Ответ:
Обозначим: яблоко (R), зеленое яблоко (M), зеленый фрукт (S), крупное яблоко (P), мелкое яблоко (С).
3. Дайте полную логическую характеристику понятиям: планета, русалка, Солнце.
Ответ:
Планета – общее, не пустое, утвердительное, конкретное, безотносительное, собирательное.
4. Установите, в каком отношении находятся следующие суждения: «Ни один человек не является грамотным» и «Все люди грамотные».
Ответ:
Данная пара суждений не может быть одновременно истинными, так как данные суждения взаимоисключающие.
5. Постройте превращение, обращение и противопоставление предикату суждения «Никто из студентов этой группы не получил удовлетворительной оценки».
Ответ:
Превращение: Все студенты этой группы получили неудовлетворительные оценки.
1. Асмус, В. Ф. Логика : учебник / В. Ф. Асмус. – 2-е изд. – М. : Едиториал УРСС, 2001. – 392 с.
2. Берков, В.Ф. Логика / В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич. – Мн., 2004.
3. Гетманова, А.Д. Учебник по логике / А.Д. Гетманова. – М., 2002.
4. Ивин, А. А. Логика : учебник / А. А. Ивин. – М. : Гардарики, 2002. – 352 с.
5. Кобзарь, В.И. Логика: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / В.И. Кобзарь. – СПб., 2001.
6. Рузавин, Г. И. Логика : учебник для вузов / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.
7. Шуман, А.Н. Современная логика. Теория и практика / А.Н. Шуман. – Мн., 2004.