Введение
1. Основные направления в развитии зарубежной социологии образования: функциональный подход
Заключение
Список использованных источников
Введение
Несомненно, что социология образования, в том числе и зарубежная, находится сегодня на пороге нового этапа своего развития. Он обусловлен, с одной стороны, существенными изменениями в структуре общества и в системе образования как социальном институте, с другой – новациями, происходящими в самой социологической науке и ее отраслях. Именно эти два обстоятельства в самом общем виде определяют понимание задач, стоящих перед социологией образования в начале ХХI века.
1. Основные направления в развитии зарубежной социологии образования: функциональный подход
Зарубежная социология – это многообразие концепций и теорий. Она состоит из большого числа школ, течений, направлений.
Основными направлениями зарубежной социологии ХХ века являются:
- эмпирическая социология (Чикагская школа), представителями которой являются А.Смолл, Э.Беджесс,З.Бурдокесс, Ф. Знанецкий, Р.Маккензи,Р. Парк, У. Томас и др.;
- математическая социология (Р.Будон, Б.Ф. Грин, Л. Гуттман, Г. Карлссон, П. Лазарфельд, Г. Саймон, и др.);
- структурно - функциональный анализ (Т.Парсонс, Р. Мертон);
- теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер, Ч. Р.Милс);
- социологические концепции технократизма (Д. Бэрнхем, Т. Веблен, Д. Гелбрейт,П. Дракер,Г. Скотт,Л. Уайт и др.);
- феноменологическая социология (А. Шюц);
- социометрия (микросоциология) Дж. Морено.
Эмпирическая социология получила свое развитие в 20-40-е годы XX в. Она характеризуется позитивистской установкой на поиск общих для природы и общества законов, использованием точных эмпирических методов и стремлением к ценностной нейтральности выводов. Особенностями Чикагской школы являются:разработка особого исследовательского инструментария, сочетающего натурализм на макроуровне и психологизм на микроуровне; объяснение эволюции общества по аналогии с адаптацией организма к окружающей среде; исследование неформальных сторон общественной жизни, проявляющихся в наблюдаемых межличностных взаимодействиях;приоритет «качественных» методов исследований [5, с. 49].
Заключение
Основными направлениями зарубежной социологии ХХ века являются эмпирическая социология (Чикагская школа); математическая социология; структурно- функциональный анализ; теория социального конфликта; социологические концепции технократизма; феноменологическая социология;
социометрия (микросоциология).
Основное направление в развитии зарубежной социологии образования с точки зрения функционального подхода развиты зарубежными социологами, учеными, среди которых можно выделить Р. Мертона, Т. Парсонса, Р. Будона, С. Костера, Ф. Отиа.
Основоположниками структурно-функционального подхода были Р. Мертон и Т. Парсонс.
Так, Т. Парсонс внес значительный вклад в изучение основных направлений развития социологии образования. Основной институт, который он изучал, это школа. По его мнению любое социальное явление можно представить в виде социальной системы с соответствующими ее основными свойствами (адаптация, интеграция, достижение целей, поддержание целостности системы).
1. Сивуха, С.В. Социальный капитал минчан / С.В. Сивуха // Минчане в начале 20 века/ А.В. Бобков и др. – Минск : МНИИСЭПП, 2006. С. 107-124.
2. Смелзер, Н. Социология : пер. с англ. – М. : Феникс, 1994. – 688 с.
3. Андриевская, С.В. Социология : учеб.-метод. комплекс для студентов всех специальностей / С.В. Андриевская. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 240 с.
4. Фурсова, В.В. Социология образования : зарубежные парадигмы и теории / В.В. Фурсова. – Германия : Lambert AP., 2012. – 151 с.
5. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии / И.И. Санжаревский. –Тамбов : Изд-во ОГУП «Пролетарский светоч»,2012.– 434 с.
6. Мертон, Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль : Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, / Сост. Е.И. Кравченко; под ред. В.И. Добренькова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1994. – С.379–448.
7. Новикова, С.С. Социология : история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. – Воронеж : Модэк, 2000. – 464 с.