Вариант 2
2. Античная философия, её космоцентризм
25. Социальная структура. Социальные статусы
Список использованных источников
Вариант 4
4. Философия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей)
27. Социализация индивида
Список использованных источников
Вариант 9
9. Фундаментальные понятия и проблемы онтологии
43. Политика. Взаимосвязь политики и общества
Список использованных источников
Вариант2
2 Античная философия, её космоцентризм
План
1. Характерные черты античной философии
2. Космоцентризм философии античности
1. Античная философия охватывает период около одной тысячи лет – VI в. до н.э. – VI в. н.э., уступая место средневековой философии. Она впитывала мудрость Востока, но древний Восток создал предфилософию, базирующуюся на мифологии и предрелигиозном мировоззрении. Рациональность, которая присуща философии, появилась лишь в Древней Греции [1, с. 26].
Поэтому первой отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой. Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов, т.е. вопросов происхождения мира и его развития.
25 Социальная структура. Социальные статусы.
План
1. Понятие социальной структуры и её составные элементы
2. Социальные статусы
1. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм [4, с. 179].
Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей: социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных.
Человек практически никогда не включается в строение общества непосредственно. Он всегда принадлежит к определенной группе, интересы и нормы поведения которой влияют не него. А уже эти группы образуют общество.
Вариант 4
4 Философия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей)
План
1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
2. Философские идеи Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея
1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер [1, с. 57].
Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли.
27 Социализация индивида
План
1. Понятие «социализация личности»
2. Стадии процесса социализации личности
3. Факторов, оказывающие влияние на процесс социализаци
1. Общество – сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения [4, с. 189].
Вариант 9
9 Фундаментальные понятия и проблемы онтологии
План
1. Онтология как философское учение о бытии
2 Категория бытия, ее смысл и специфика.
3. Философское учение о материи
4. Пространство и время.
5. Движение как способ существования материи
6. Сущность сознания, его генезис и свойства
7. Проблема идеального
1. Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона [1, с. 210].
Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:
1) в античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;
43. Политика. Взаимосвязь политики и общества.
План
1. Политика и её роль в жизнедеятельности общества
2. Политика как общественное явление
3. Потребность общества в политике.
1. Политика – чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач – управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга [5, с. 311].
Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.
Политика – определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.
1 Канке, В.А. Основы философии: учеб для студ. сред. спец. учеб. за-вед. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2008. – 288 с.
2 Куликова, О.Б. Основные проблемы онтологии: учеб.-метод. пособие / О.Б. Куликова. – Иваново: ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», 2010. – 156 с.
3 Основы философии: учеб. пособ. / Я.С. Яскевич, B.C. Вязоекин, Х.С. Гафаров – Мн: Высшая школа, 2009. – 268 с.
4 Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С. Яскевич – Мн.: Высшая школа, 2003 – 400 с.
5 Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – Мн: Вышэйшая школа, 2002. – 523 с.
6 Политология: учебник для студ. вузов / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. – Мн: ТетраСистемс, 2005. – 448 с.
7 Политология в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2001. – 472 с.
1 Канке, В.А. Основы философии: учеб для студ. сред. спец. учеб. за-вед. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2008. – 288 с.
2 Основы философии: учеб. пособ. / Я.С. Яскевич, B.C. Вязоекин, Х.С. Гафаров – Мн: Высшая школа, 2009. – 268 с.
3 Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С. Яскевич – Мн.: Высшая школа, 2003 – 400 с.
4 Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.
5 Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.
6 Кравченко, А.И. Социология и политология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. М.: Логос, 2010. – 352 с.
7 Кравченко, А.И. Социология: общий курс: учеб. пособ. для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2002. – 640 с.
1 Канке, В.А. Основы философии: учеб для студ. сред. спец. учеб. за-вед. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2008. – 288 с.
2 Основы философии: учеб. пособ. / Я.С. Яскевич, B.C. Вязоекин, Х.С. Гафаров – Мн: Высшая школа, 2009. – 268 с.
3 Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С. Яскевич – Мн.: Высшая школа, 2003 – 400 с.
4 Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.
5 Кравченко, А.И. Социология и политология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. М.: Логос, 2010. – 352 с.
6 Кравченко, А.И. Социология: общий курс: учеб. пособ. для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2002. – 640 с.
7 Шкаратан, О.И. Социология неравенства. Теория и реальность / О.И. Шкаратан. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 562 с.