1. Структура и динамика познавательного процесса
2. Концепции постиндустриального (информационного) общества: сравнительный анализ
3. Охарактеризуйте современное белорусское общество с точки зрения теории социальной стратификации
Список литературы
1. Структура и динамика познавательного процесса
Проблему познавательно-практического отношения человека к окружающему миру изучает гносеология (от греч гносис - познание; логос - учение, наука), или теория познания Теория познания (гносеология) - это область философии, изучающий природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, предпосылки, средства и формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его истинное ости Достаточно часто в последнее время этот раздел философии называют эпистемологией (от греч epistema - знания; logos - учение, наука), однако эпистемологию рассматривают либо как теорию знания, либо как исследование, посвященное только научным знаниям.
Согласно современной гносеологией источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, существующая независимо от сознания, объективная реальность Познание этой реальности - это процесс творческого отражения ее в сознании человека Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знание по своей природе - это результат отражения в языковой форме закономерных действий объективного мира.
2. Концепции постиндустриального (информационного) общества: сравнительный анализ
Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х гг. Введение этого понятия в научный оборот традиционно приписывают профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Впервые четкие характеристики информационного общества были определены в докладах японскому правительству, сделанных Институтом разработки использования компьютеров, Агентством экономического планирования и Советом по структуре промышленности. Среди представленных докладов были следующие: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), а также «План информационного общества» (1971 г.)'.
В вышеперечисленных работах информационное общество определялось как общество, в котором развитие компьютерных технологий сможет обеспечить его гражданам доступ к надежным источникам информации, высокий уровень автоматизации производства и тем самым избавит их от рутинной работы. Значительные изменения должны произойти в содержании и структуре самого производства, в результате чего его продукт станет более «информационно емким». Иными словами, по мнению авторов докладов, движущей силой формирования и развития общества станет производство продукта информационного, а не продукта материального.
3. Охарактеризуйте современное белорусское общество с точки зрения теории социальной стратификации
С позиций стратификационной теории общество рассматривается как иерархическая система социальных слоев (страт). Социальная стратификация (от лат. stratum – слой, прослойка) – это дифференциация людей и их групп на социальные страты в соответствии с уровнем дохода, власти, престижа и др.
Признаки стратификации:
- Иерархичность социальной дифференциации, т. е. разделение слоев общества на низшие и высшие.
- Асимметричность отношений между социальными стратами: концентрация власти и привилегий в руках высших слоев и их недостаток «внизу».
- Потенциал динамичности системы стратификации: низшие слои по возможности стремятся переместиться вверх, а высшие – сохранить свое положение, что предопределяет имманентные источники конфликтов и социальных преобразований.
Социальная страта – социальный слой, выступающий элементом социальной структуры и занимающий определенное место в социальной иерархии. Одноуровневая стратификация предполагает деление общества по одному признаку, а многоуровневая – деление общества одновременно по двум и более признакам (престиж, профессия, доход, образование и др.).
1. Арефьева, Г. С. Общество как объект социально-философского анализа / Г. С. Арефьева. – М., 1995.
2. Бабко, Г. И. Основы социально-гуманитарных наук / Г. И. Бабко. – Минск, 2005.
3. Бабосов, Е. М. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск, 2004.
4. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М., 2001.
5. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997.
6. Социология : учебник / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. – М.,2003.
7. Философия : учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.] ; под общ.ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001
8. Яскевич, Я. С. Основы философии : учеб. пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. – Минск, 2009.