1. Термин finansia возник в XIII-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Возникновение финансов и развитие науки о финансах было вызвано объективной необходимостью, диктуемой практической действительностью того времени. Мыслители Древнего мира, мыслители средних веков разрабатывали основу финансовой науки: доходы государства, налоги и т.д. Развитие товарно-денежных отношений, усиление роли государства в экономической жизни страны, возникновение рыночной
2. Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
3.Система экономических отношений включает в себя четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Деньги опосредствуют все стадии движения общественного продукта. Движение денег всегда сопровождается параллельным движением продукта. Деньги опосредствуют эквивалентный обмен. Сущность денег познается и с помощью функций, выполняемых ими. Обычно выделяют пять функций денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги. Общественный продукт в своем движении проходит следующие стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы – особая сфера денежных отношений. Такой специфической сферой денежных отношений (финансов) является вторая стадия движения общественного продукта – распределение. Финансы участвуют в распределении новой стоимости и ее использовании, выполняя при этом свои функции: распределительную и контрольную. Денежные отношения возникают при использовании необходимого продукта, финансы связаны с прибавочным продуктом, чистым доходом общества. Распределение и расходование прибавочного продукта осуществляется посредством образования фондов, фондов денежных средств. Распределение прибавочного продукта осуществляется с целью повторения производства не в прежних, а в возрастающих масштабах.
4.Распределительная функция финансов проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, с помощью финансов.
Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы.
Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием не производственной сферы, социальной сферы, а так же с необходимостью перераспределения денежных средств между различными отраслями экономики, правительствами, территориями, уровнями государственного управления и местного самоуправления, различными социальными группами населения.
5. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной и является производной от нее. Ее необходимость вытекает из объективного характера распределительного процесса, который требует осуществления механизма контроля за последовательным и пропорциональным распределениям стоимости ВВП, соблюдением закономерности процесса распределения, за выявлением нарушений в этом процессе.
При рассмотрение содержания контрольной функции часто происходит ее отождествление с финансовым контролем. Контрольная функция финансов связана с финансовым контролем и в тоже время отличается от него как отношение экономического базиса и надстройки в обществе.
6. Участвуя в экономических отношениях, финансы взаимодействуют с различными экономическими категориями, поэтому на поверхности выделяют границы финансовых отношений - т.е. какая операция, инструмент экономики относится к финансовой сфере. Чтобы определить границы финансовых отношений, финансовой науке потребовалось найти отличительные признаки финансов, присущие финансовым отношениям и отражающие их специфику
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
1. В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия осуществляют различные расходы, связанные с их текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельностью. Расходы предприятия отражают все денежные ресурсы, которые используются для обеспечения его непрерывной деятельности, удовлетворения социально-культурных нужд работников и выполнения обязательств перед государством.
Понятие «денежные расходы» значительно шире понятия «затраты». Расходы – уменьшение экономических выгод предприятия в течение отчетного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации. Затраты предприятия являются только частью денежных расходов, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции, приводящих в конечном итоге к получению экономических выгод.
Расходы организации, связанные, как с их текущей деятельностью, так и необходимостью расширения производства и покрытия социальных потребностей коллектива предприятий классифицируют по различным признакам.
По экономическому содержанию и источникам финансирования все расходы организации подразделяется на следующие группы:
- затраты на производство и реализацию продукции, образующие её себестоимость. Это текущие затраты организации, которые обеспечивают простое воспроизводство ранее затраченных материальных ценностей, трудовых затрат, основных фондов и получение прибыли. Их финансирование осуществляется за счет денежных поступлений, прежде всего – выручки от реализации продукции, а также за счет чистой прибыли, заемных источников.
- затраты капитального характера, включающие инвестиции в основные фонды, нематериальные активы, ценные бумаги, а также рас-ходы на увеличение оборотных средств, которые обеспечивают расширение производственной и коммерческой деятельности и являются такими же обязательными, как и затраты на производство и реализацию продукции, работ и услуг. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт амортизационного фонда, чистой прибыли в распоряжении предприятия, кредитов, займов, средств инновационных фондов Министерств и ведомств, лизинг, выпуск предприятием
2. Расходы по текущей деятельности занимают наибольший удельный вес во всех денежных затратах предприятия. Расходы по текущей деятельности включают в себя:
1) себестоимость реализованной продукции;
2) управленческие расходы;
3) расходы на реализацию;
4) прочие расходы по текущей деятельности.
От формирования этой группы расходов зависит сумма прибыли (убытка) от реализации продукции, а также в целом финансового результата по текущей деятельности.
1) Себестоимость реализованной продукции –это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, а также других затрат на производство и реализацию продукции.
Себестоимость реализованной продукции включает:
−прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда;
−распределяемые переменные косвенные общепроизводственные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, и зависящие от еѐ объема.
2) Управленческие расходы–это условно постоянные косвенные затраты, связанные с управлением предприятием.
3. Рациональное использование денежных расходов достигается посредством обоснованного планирования общего объема и структуры денежных расходов, а также постоянного контроля за экономным и эффективным их использованием.
Плановый расчет себестоимости товарной продукции проводится в смете затрат на производство, являющейся важнейшим разделом бизнес-плана. Данные сметы затрат на производство являются основой для расчета прибыли предприятия на плановый год, его потребности в оборотных средствах и для других экономических расчетов. Однако смета затрат на производство не раскрывает уровень себестоимости и результат производства конкретного изделия в составе товарной продукции. Для их определения составляется второй финансовый расчет – калькуляция себестоимости продукции, где затраты группируются в разрезе калькуляционных статей, исходя из целевого назначения расходов. В смете затрат на производство и калькуляции себестоимости товарной продукции расчет затрат на производство осуществляется прямым методом путем их суммирования по элементам и статьям калькуляции.
Рассмотрим этапы планирования затрат на производство и реализацию продукции:
I этап. Планирование затрат на единицу продукции (калькулирование затрат). Составляется плановая калькуляция себестоимости продукции, отражающая прямой расчёт затрат на единицу выпускаемой продукции в разрезе калькуляционных статей на основе нормирования затрат материалов, труда, топлива, энергии, использования оборудования для каждого конкретного изделия товарной продукции. Калькулирование позволяет планировать цену реализации готовых изделий, прибыль и экономическую эффективность отдельных видов продукции;
4. Контроллинг - это интеграционный метод, характеризующей использование в единой информационной системе учет, планирование и контроль для принятия решений, обеспечивающих максимальную выгоду. Он представляет соединение методов учета, анализа, планирования, нормирования и контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия решений, позволяющих осуществлять предприятию прибыльную деятельность. Контроллинг также обеспечивает предприятию достижение таких целей как минимизация убытков, обеспечение платежеспособности и ликвидности, выживание в условиях конкуренции при рыночном механизме хозяйствования.
Контроллинг включает выполнение в определенной последовательности следующих видов работ:
-определение стратегических и текущих целей развития предприятия с
учетом внешних и внутренних факторов;
-обоснование реальных целей функционирования предприятия посредством установления конечных количественных и качественных показателей;
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3
1. Доходы предприятия–это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств,
ведущее к увеличению собственного капитала, не связанному с выгодами собственника его имущества. Необходимо разграничивать понятия денежных доходов и денежных поступлений на счета предприятий. Поступления денежных средств в виде кредитов, займов, залога, авансов приводят к
пополнению средств на текущих счетах, но не признаются доходами предприятия. Увеличение источников средств у предприятия также не всегда
относятся к его доходам. Например, дополнительные вклады в уставный
фонд увеличивают размер собственных финансовых ресурсов предприятия,
но не являются его доходами.
Также как и расходы, доходы предприятий классифицируются в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности. По совокупности этих признаков выделяют:
−доходы по текущей деятельности;
−доходы по инвестиционной деятельности;
−доходы по финансовой деятельности;
−иные доходы.
Соотношение этих видов доходов на предприятиях различных отраслей и сфер деятельности может быть различным в разные периоды времени, но основными, как правило, являются доходы по текущей (основной) деятельности.
Перечисленные виды денежных доходов различаются по порядку формирования, способу учета, методике налогообложения, поэтому их разграничение должно быть четким и определенным. Соотношение между перечисленными видами денежных доходов предприятий может быть разным в разные периоды деятельности, но главным из них обычно остается выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами
2. В процессе финансово–хозяйственной деятельности финансовой службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно.
Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Поэтому для определения прибыли, возможно, и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Планирование и прогнозирование поступлений выручки реализации основывается на учете двух факторов:
• емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;
• производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком
В условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями первый фактор выступает в качестве определяющего и его необходимо учитывать при прогнозировании объемов продаж продукции, прежде всего.
Обоснованное прогнозирование объемов продаж продукции и поступлений доходов имеет особую важность в финансовом планировании, так как от него зависят расчет финансовых результатов деятельности предприятия и реальность большей части стратегических и тактических решений по развитию бизнеса.
Чтобы застраховаться от крупных просчетов, следует составлять многовариантные планы объемов продаж, сориентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным позициям.
Второй фактор, определяющий объемы продаж, связан с наличием производственных мощностей у предприятия. С учетом производственных ресурсов (оборудования, сырья, персонала) рассчитывается возможный выпуск товарной продукции на планируемый период.
3. При формировании отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъекты хозяйствования обязаны составлять плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой. Наличие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемой цены, необходимо организации не только для проверки контролирующими органами. Это позволяет просчитать уровень доходности каждого вида продукции, что весьма важно для успешного управления организацией.
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) группируются по статьям затрат.
Основными статьями затрат в плановой калькуляции на изготовление промышленной продукции, как правило, являются материальные затраты, удельный вес которых в себестоимости продукции достигает 80%.
По этим статьям отражается стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке, которые входят в состав вырабатываемой продукции. Их стоимость включается в экономическое обоснование цены в пределах установленных норм их расхода и стоимости с использованием одного из следующих методов оценки запасов:
- по средневзвешенным ценам;
- по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости;
- по ценам последнего приобретения (ЛИФО).
Субъекты хозяйствования самостоятельно выбирают один из методов оценки стоимости производственных запасов при определении себестоимости продукции, который отражается в приказе по учетной политике и в течение года не меняется.
Нормы расхода должны быть утверждены руководителем организации.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления или реализованы на сторону;
- по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;