Введение
1 Философское значение глобальных проблем современности
2 Проблема свободы в контексте глобальных проблем
3 Проблемы природно-экономического характера
Заключение
Список использованных источников
Введение
С ХХ столетия началась эпоха качественно нового осмысления целей человеческого бытия. Вектор ответственности направлен в будущее. На смену традиционной нормативной этике долга пришла этика ответственности.
Понятие свободы нераздельно сопряжено с понятием ответственности. Степень остроты и глубины осознанной моральной ответственности является своеобразным индикатором, показывающим уровень зрелости различных периодов развития личности и цивилизации. Как правило, наибольшее значение придается ей в кризисных ситуациях. Принимая ответственность за другого или перед другим, человек осознает моральную зависимость от объекта ответственности, будь то иной человек, человечество в целом, природа, космос и т.д.
1. Философское значение глобальных проблем современности
В множестве смыслов, являющихся особо актуальными для развития научной теоретико-мировоззренческой мысли начала XXI века, особое место принадлежит понятию «глобальные проблемы современности». Данное понятие прочно вошло в арсенал средств комплексного анализа перспектив развития человеческого рода, человечества.
В современной культуре сложились и активно используются различные интерпретации и практики применения данного термина: он, что называется, на слуху в обыденной жизни, религиозных проповедях, а подчас в средствах информации ему придают заострённое социально-политическое или сугубо сциентизированное значение.
2. Проблема свободы в контексте глобальных проблем
Проблема свободы человека – центральная для понимания его личности. Трудность этого понимания состоит в парадоксальности самого человека как существа бесконечно-конечного. Как существо бесконечное он свободен, как существо конечное он зависим от множества различных факторов, влияющих на его самочувствие, восприятие мира, жизнь и поведение. Его тотальная зависимость – конечный срок его земного существования [2, с. 43].
Философы давно заговорили о кризисе человека и культуры. В европейской философской мысли не раз высказывалась мысль о кризисе европейской культуры и цивилизации, достаточно вспомнить таких разных мыслителей, как, например, Ф. Ницше или А. Шпенглер. Смысл кризиса они видят в том, что люди утратили и веру Бога, и в свой разум.
3. Проблемы природно-экономического характера
Проблемы, имеющие природно-экономический характер, включают в себя климатические изменения, проблемы озонового слоя, загрязнения мирового океана.
Климатические изменения.
Начавшееся во второй половине ХХ века резкое потепление климата является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше, зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха за последние 25 лет возросла на 0,7°С. В экваториальной зоне она не изменилась, но чем ближе к полюсам, тем потепление заметнее. Температура подледной воды в районе Северного полюса возросла почти на два градуса, вследствие чего началось подтаивание льда снизу.
Заключение
Суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, а именно в человеке, совокупности его ценностных установок, предопределяющих его поступки и способы самореализации. Человечество сможет отойти от края пропасти, если пересмотрит свои мировоззренческие установки, перестанет жить за будущих поколений, исходя из единства человечества, сумеет поставить на службу ему основные достижения в области науки, технологии, информатики, здравоохранения. Эколого-глобальная ситуация делает необходимым качественные изменения в структуре общественного производства и потребления, заставляя под угрозой катастрофы выработать новые приоритеты жизни.
1. Аленевский, К.А. Проблема свободы воли в современной философии / К.А. Аленевский // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. – 2015. – № 2. – С. 23–27.
2. Арсеньев, А. О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк / А. Арсеньев // Развитие личности. 2005. – №1. – С. 43–75.
3. Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1995. – 375 с.
4. Германович, В. Альтернативные источники энергии и энергосбережение / В. Германович – СПб.: Наука и Техника, 2014.
5. Залиханов, М.Ч., Лосев, К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы / М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев – М.:МППА БИМПА, 2007.
6. Кравец, Д.В. Проблема свободы в коммуникативном пространстве интернета / Д.В. Кравец // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2011. – № 9. – С.135–138.
7. Кузнецов, П.И. Плата за негативное воздействие на окружающую среду / П.И. Кузнецов – М.: Краснодар: Совет. Кубань, 1996.
8. Мюрберг, И. Свобода воли в политической философии: проблема метода // Философско-литературный журнал Логос. – 2013. – № 2(92). – С. 214–220.
9. Платонова, А. В. Этика ответственности в техногенной цивилизации: проблема субъекта / А. В. Платонова [Электронный ресурс] / Социосфера: научно-издательский центр. – Режим доступа: http://sociosphera.com. – Дата доступа: 11.02.2017.
10. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин – M.: Логос, 2001.
11. Философия и методология науки: учебное пособие / под ред. А.И. Зеленкова. – Минск: ГИУСТ, 2011. – 479 с.
12. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990. – 289 с.
13. Яскевич, Я.С. Философия: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, B.C. Степин. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с