ВВЕДЕНИЕ
1. Эмоциональная сфера личности специалиста
2. Основные виды деятельности, их психологические особенности
3. Техники и приемы общения
4. Проанализируйте возможное эмоционально отношение собеседника по невербальным средствам общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучением эмоциональной сферы личности занимались такие известные ученые как П. К. Анохин, Л. С. Выготский, У. Джеймс, К. Изард, К. Г. Ланге, А. Н. Леонтьев, П. В. Симонов. Проблема классификаций эмоций и чувства достаточно широко раскрыта в работе К. Изарда. Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение. Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
1. Эмоциональная сфера личности специалиста
Изучением эмоциональной сферы личности занимались такие известные ученые как П. К. Анохин, Л. С. Выготский, У. Джеймс, К. Изард, К. Г. Ланге, А. Н. Леонтьев, П. В. Симонов.
В своих работах Е.П. Ильин отмечает, что эмоциональная сфера личности – это совокупность эмоциональных реакций, настроений, чувств, эмоциональных состояний человека [2, с. 198]. Далее он утверждал, что по отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:
– как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх).
2. Основные виды деятельности, их психологические особенности
Деятельность играет важную роль в жизни человека, благодаря ей развивается сознание, осуществляются психические процессы. В деятельности развивается и социальная природа человека, то есть его личность.
Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта [1, с. 96].
Деятельность как психологический процесс представляет собой сложное структурное образование, в котором происходит взаимодействие различных элементов. Основными компонентами деятельности являются действия, операции, которые, как и поведение, побуждаются мотивацией, целями, задачами [2, с. 184].
3. Техники и приемы общения
Техника общения – это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению и его поведение в ходе общения. Приемы общения – наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения.
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения. С техникой общения тесно связаны приемы общения – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное [4, с. 202].
Перед вступлением в общение с другим, человек определяет свои интересы, соотносит их с интересами партнера по общению, оценивает его как личность, выбирает наиболее подходящую технику и приемы общения.
4. Проанализируйте возможное эмоционально отношение собеседника по невербальным средствам общения
Эмоционально отношение собеседника можно интерпретировать по невербальным средствам общения.
Проанализируем предложенные ситуации.
1. Ваш собеседник прикрывает рот рукой во время слушания. Отвечая вам, протирает ухо.
Ответ:
Собеседник обманывает, говорит неискренне.
Когда собеседник потирает ухо – это указывает на его подозрение и скрытность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональная сфера специалиста представлена эмоциями и чувствами, а также аффектами, настроением, стрессом. Эмоции – особый класс психических процессов, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Основными эмоциями являются: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Эмоции по степени выраженности условно делят на настроения, страсти и аффекты. Чувства различают по содержанию: моральные или нравственные, интеллектуальные и эстетические.
1. Абдуллина, А.Ф. Коммуникативные барьеры и их преодоление / А.Ф. Абдуллина // Инновационная наука. – 2016. – № 3–4 (15). – С. 154–155.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
3. Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О.А. Баева. – Мн.: Новое знание, 2001. – 328 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – С. 212– 216 с.
5. Изард, К.Э. Психология эмоций / Пер с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008 – 583 с.
7. Маркова, Е.И. Коммуникативные барьеры в деловом общении и способы их преодоления / Е.И. Маркова, И.Д. Маркова / Наука и современность. – 2012. – № 16 (2). – С. 54–59.
8. Немов, Р.С. Психология: в 2 т.: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1994. – Т. 2. – 576 с.
9. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1982. – С. 288–318.
10. Поликарпов, В.А. Психология личности: курс лекций / В.А. Поликарпов, О.Г. Ксёнда. – Минск: БГУ, 2015. – 162 с.