Рынок труда и его базовые понятия
Рассмотрим книгу «Экономика труда» Рофе А.И. М.: 2010. – 400 с.
1. В чем суть проблемы, которую отразил автор
2. Что конкретно сделал автор, что отражает модель
3. Каковы технические, социально-исторические, экономические и политические предпосылки излагаемой теории, модели.
4. Сформулируйте основные теоретические предпосылки, противоречия, дискуссии, побудившие автора обратиться к обсуждаемой теме
5. Назовите философско-методологическое основание парадигмальные свойства, которые избрал исследователь для решения поставленных проблем
6. Сформулируйте положения критики автором своих оппонентов. Что и как критикует автор для решения своих сформулированных целей и задач?
7. Определите исходные категории, заложившие начала основание решаемой проблемы
8. Какова логика процесса исследования
9. Какова логика изложения? Они совпадают или нет? Насколько оправдана такая структура произведения?
10. Что нового применительно к уже имеющимся теориям и моделям внес изучаемый автор? Какого дельта приращенное знание получено?
11. Кратко: каковы основные положения теории, модели?
12. Определите научно-аналитические возможности методологии, теории, инструментов автора для изучении хозяйственной деятельности.
13. Логическая противоречивость, уязвимость теории или модели изучаемого автора.
14. Временная и пространственная степень актуальности.
15. Какая это модель: статичная, динамичная, почему так?
16. Место и формы применения теории.
1. В чем суть проблемы, которую отразил автор
Рынок труда - одно из наиболее важных звеньев современной экономики. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.
2.Что конкретно сделал автор, что отражает модель
Данная работа отражает теоретические положения о труде, дана краткая история появления и развития науки о труде, изложены понятия о труде, его разновидностях, формах проявления, раскрыты составные части процесса труда и его формы, положения о труде как факторе производства и факторе образования цены товаров и услуг, показаны место и роль труда в развитии человека и общества. Рассмотрены положения о показателях эффективности труда, трудовых ресурсах, рынке труда и занятости населения, об организации и нормировании труда, сущности заработной платы, организации оплаты и материального стимулирования труда, планировании труда.
3. Каковы технические, социально-исторические, экономические и политические предпосылки излагаемой теории, модели.
Появление науки о труде связано с возникновением теорий, которые непосредственным образом оказали влияние на историю человечества, так как они затрагивали самую важную сущность человека, отличающую его от остального животного мира, - способность трудиться, т.е. сознательно преобразовывать материалы природы, приспосабливая их к своим потребностям.
4. Сформулируйте основные теоретические предпосылки, противоречия, дискуссии, побудившие автора обратиться к обсуждаемой теме
Важнейшим направлением изучения современного рынка труда является поиск решения проблем достижения полной занятости населения, роста его реальных доходов, обеспечения бескризисного экономического цикла развития общества. Проблема наличие множества экономических теорий, классической политической экономии, неоклассики, неокейнсианства, неолиберальных теорий.
5. Назовите философско-методологическое основание парадигмальные свойства, которые избрал исследователь для решения поставленных проблем
Для решения поставленных задач автор избрал путь синтеза основных взглядов, касающихся изучения рынка труда, экономики труда в целом как отдельного предмета для изучения.
6. Сформулируйте положения критики автором своих оппонентов. Что и как критикует автор для решения своих сформулированных целей и задач?
Одним из наиболее спорных в теории труда является вопрос об объекте продажи на рынке труда. Несмотря на появление в экономике страны новых реалий, до сегодняшнего времени преобладает представление об этом, основанное на марксистских положениях о рабочей силе как способности к труду, которая и служит объектом продажи на рынке труда. Указанное положение далеко не безобидно. Оно служит исходным пунктом в марксистском учении о прибавочной стоимости, об эксплуатации рабочего класса, об исторической предрешенности капиталистического способа производства и объективной закономерности движения человечества к коммунизму, которое при критическом анализе оказалось несостоятельным.
7. Определите исходные категории, заложившие начала основание решаемой проблемы
Исходные категории: труд, человеческий труд…
8. Какова логика процесса исследования
Исследование проводится следующим образом:
Проводится анализ понятия о труде и его разновидностях.
9. Какова логика изложения? Они совпадают или нет? Насколько оправдана такая структура произведения?
Логика изложения и логика исследования совпадают полностью .
10. Что нового применительно к уже имеющимся теориям и моделям внес изучаемый автор? Какого дельта приращенное знание получено?
В данном исследовании автор представляет свое мнение о том, что объектом продажи на рынке труда служит труд, а не рабочая сила как способность человека к труду, что противоречит другие теориям экономистов, изучающих данный вопрос.
11. Кратко: каковы основные положения теории, модели?
Автор разделяет иную точку зрения, в соответствии с которой на рынке труда продается не рабочая сила как способность к труду, а труд, и что заработная плата представляет собой не стоимость рабочей силы, а цену труда, его денежный эквивалент, плату за использование труда.
12. Определите научно-аналитические возможности методологии, теории, инструментов автора для изучении хозяйственной деятельности.
Работу автора можно применять на практике для изучения хозяйственной деятельности организации в области управления трудовыми ресурсами и организацией труда на предприятии. Автор вносит рекомендации по повышению эффективности организации труда на предприятии.
13. Логическая противоречивость, уязвимость теории или модели изучаемого автора.
Время не стоит на месте и постоянно появляются новые модели изучения как рынка труда в целом, так и отдельных его составляющих. Так нормирование труда продвинулось на более современные уровни.
14. Временная и пространственная степень актуальности.
Актуальность изучаемой работы находится на достаточно высоком уровне…
15. Какая это модель: статичная, динамичная, почему так?
Данная модель может считаться как статичная модель, так как в основном содержит теоретические сведения…
16. Место и формы применения теории.
Данная теория применяется при изучении курса экономики труда и служит основой для изучения этого предмета в ВУЗах.