Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Список использованных источников
1. Составьте суждения вида А, Е, I или О из следующих пар понятий: а) крестьянское восстание (субъект, распределен), восстание, закончившееся победой (предикат, распределен); б) русский феодал (субъект, нераспределен), сторонник преобразований Петра 1 (предикат, распределен); в) комета (субъект, нераспределен), тело Солнечной системы (предикат, нераспределен); г) Звезда (субъект, распределен), мощный источник радиоизлучения (предикат, нераспределен)
а) Распределенные субъект и предикат означают, что это будет общеотрицательное суждение (тип E): «Ни одно крестьянское восстание не закончилось победой».
2. Определите отношение между понятиями и изобразите его кругами Эйлера: лингвистический университет, факультет иностранных языков
Понятия «лингвистический университет» и «факультет иностранных языков» находятся в мерно-логическом отношении: факультет является составной частью университета.
3. Дайте полную логическую характеристику понятиям: небрежность, невежливость, Мойдодыр
«Небрежность» – понятие единичное, нерегистрирующее, утвердительное, абстрактное, безотносительное, разделительное.
4. Постройте превращение, обращение и противопоставление предикату суждения «Люди не живут на Марсе»
Субъект суждения – «Человек», предикат – «существо, живущее на Марсе». Исходное суждение общеотрицательное («Ни один человек не живет на Марсе»).
5. Сделайте полный разбор категорического силлогизма (укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки), изобразите в круговых схемах отношение между терминами: «Кенгуру являются сумчатыми млекопитающими; Это животное – сумчатое; Следовательно, это животное – кенгуру».
Посылки силлогизма:
«Все кенгуру суть сумчатые млекопитающие» – большая посылка.
«Это животное есть сумчатое млекопитающее» – меньшая посылка.
1 Войшвилло, Е.К. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 528 с.