Тема 2: «Экологическая культура молодежи»
1. Методологический раздел
1.1 Проблема и проблемная ситуация
1.2 Определение объекта и предмета исследования
1.3 Постановка целей и задач исследования
1.4 Выдвижение гипотез
1.5 Определение основных понятий, их интерпретация и операционализация Процедурный раздел
2.1 Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
2.2 Определение выборочной совокупности
2.3 Рабочий план исследования
3. Инструментарий
Тема 5
1. Составьте, пожалуйста, глоссарий 15-ти основных терминов, связанных психологией группы.
2. 2. Конформизм и нонконформизм – проявление в организации. Приведите пример.
3. Каковы основные причины конформизма?
Тема 6
1. Для исследования взаимоотношений в группе используются тесты Социометрия (Дж.Морено) и референтометрия. Дайте краткое описание. Как Вы думаете, результаты исследования групп следует сообщать участникам в группе или нет?
Тема 2: «Экологическая культура молодежи»
1 Методологический раздел
1.1 Проблема и проблемная ситуация
В современном мире особенно выделяются два кризиса, которые неразрывно связаны между собой. Первый – это кризис народонаселения, ресурсов и окружающей среды, т.е. экологический. Второй – кризис человека, его отношения к самому себе и к своей культуре в целом (идеям, системам ценностей и норм, социальным институтам и т.д.) – нравственно-духовный. В то же время, свойственная ХХ веку технократическая парадигма мышления оказалась настолько устойчивой, что выход из экологического кризиса по-прежнему ведется привычными путями: принятие природоохранных законов, создание экологически чистых продуктов, контроль за применяемыми в промышленности новыми технологиями и т.д.
Однако технологический реформизм (перестройка технологий производства), по сути не затрагивающий социальные институты – это односторонний подход к решению обозначенных проблем, поскольку «погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически, вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры» . Вторым необходимым компонентом реформирования являются глобальные социальные изменения, подразумевающие смену системы ценностей, трансформацию мировоззрения, перестройку сознания человека, где ведущая роль принадлежит воспитанию и образованию. Именно культура определяет характер взаимодействия человека с окружающей его действительностью.
2 Процедурный раздел
2.1 Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
Основным методом сбора первичной информации являетсяанкетирование, позволяющее в короткие сроки собрать достаточной большой объем информации.
При анализе информации будут использованы такие методы, как: метод аналитического описания, ранжирование, группировка, сравнение и классификация.
В данном исследовании генеральную совокупность составляет молодежь Латвии. Для исследования мы ориентировались на молодежь г. Риги, выборочная совокупность исследования была определена на основе генеральной совокупности, которая составляет 42000 человек. В итоге выборочная совокупность составила 96 человек (при доверительном интервале 10 % и доверительной вероятности 95%).
В выборку войдут люди, контакт с которыми исследователь будет иметь возможность установить в течение срока, отведенного на сбор первичных данных.
ТЕМА 5
1. Составьте, пожалуйста, глоссарий 15-ти основных терминов, связанных психологией группы.
1. Авторитет – 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т. п.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.
2. Анкетный опрос – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Проводится в целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.
2. Конформизм и нонконформизм – проявление в организации. Приведите пример.
Конформизм (от поздне лат. conformis – «подобный», «сообразный») – пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т.д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как конформизм к нормам и ценностям меньшинства.
Нонконформизм – готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения; способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонкорфизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди.
ТЕМА 6
1. Для исследования взаимоотношений в группе используются тесты Социометрия (Дж.Морено) и референтометрия. Дайте краткое описание. Как Вы думаете, результаты исследования групп следует сообщать участникам в группе или нет?
Для исследования взаимоотношений в группе используются тесты Социометрия (Дж.Морено) и референтометрия. Дайте краткое описание. Как Вы думаете, результаты исследования групп следует сообщать участникам в группе или нет?
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения.