Введение
1 Нормативные и организационные основы государственной политики занятости
2 Государственная и региональные программы занятости
3 Структура, функции и деятельность государственной службы занятости
Заключение
Список использованных источников
Введение
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.
1 Нормативные и организационные основы государственной политики занятости
Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.
Важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства играет обеспечение эффективной занятости населения.
2 Государственная и региональные программы занятости
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
1) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
2) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
3) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
4) повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда.
3 Структура, функции и деятельность государственной службы занятости
Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель - управление занятостью, но в масштабах государства.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. Функции службы занятости многообразны:
1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по
Заключение
Занятость – важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, то есть имеет социальное и демографическое содержание.
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда
В Республике Беларусь в целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываются Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.
1 Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 16.06.2006г. №125-З, с изменениями и дополнениями от 30.12.2015г. № 339-З, от 30.12.2015г. №341-З.
2 Государственная программа «О социальной защите и содействия занятости населения на 2016-2020 годы», утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.01.2016 №73.
3 Конституция Республики Беларусь 1994 года, с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 17.10.2004г.
4 Морозова, Н. Н. Механизм управления трудовым потенциалом в Республике Беларусь / Н. Н. Морозова, В. П. Шорохова. – Могилев, 2005. – 308с.
5 Тощенко, Ж. Т. Социология труда: учебник для высших учебных заведений по специальностям «Социология» и «Экономика труда» / Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 423с.
6 Фатеев, В.С. Региональная политика: теория и практика. - Минск: Изд-во ЕГУ, 2004.
7 Фатеев, В.С. Развитие регионов и городов в Республике Беларусь: проблемы, тенденции, направления совершенствования государственного регулирования / В.С. Фатеев // Регионалистика: сб. науч. тр. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.). – Гродно:ГрГУ, 2012. – С. 17-36.