ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Политика – неотъемлемая часть жизни каждого члена общества. Гражданин своего государства, опираясь на общие и частные политические знания, может рассуждать о политической ситуации в стране и делать, в меру своей осведомленности, прогнозы на будущее.
Идеология представляет собой систему взглядов, идей и концепций, а также способность к освоению вышеперечисленного. Немаловажный факт – способность идеологии трансформироваться под влиянием времени, обстоятельств и современных требований. Как термин «идеология» был введен в 19 веке А. Дестютом де Траси – французским экономистом и философом.
Политическая идеология возникла как форма выражения теоретической стороны политического аспекта. В понятие вкладывается целостная сформированная система идей социальной организации. Данная система предусматривает будущую программу дальнейшего развития общества и его преобразование.
На сегодня политическая идеология сконцентрировала свое основное внимание на идеях, концепциях и теориях, которые выдвигают политические организации, институты и отдельные личности. Основной задачей политической идеологии является овладение сознанием общественности. Если общество поверит и примет то, о чем твердит политическая элита страны, то подчинить себе общественное сознание не составит труда. В свое время Карл Маркс говорил о том, что, если политическая идеология овладевает массовым сознанием, что она становится материальной силой, с которой можно прийти к любой цели.
Глава 1. Политическая идеология
«Идеология» произошло от греческого «idea» - понятие и «logos» - знание. В современном значении данный термин употребляется в значении системы взглядов на реально существующую ситуацию или проблем» [1]. Способность быть гибкой и поддаваться под требования «здесь и сейчас» - основное качество идеологии. Изначально идеология была создана с целью того, чтобы изучать происхождение идей, а также развенчивать мифы и не допускать иллюзорности идей.
Идеологии присущи некоторые черты:
1. Авторитарность (если идеология принимается обслуживать частные интересы и идеи, то с течением времени она переходит к тому, что личностные интересы приравниваются ко всеобщим и выдаются за универсальные).
2. Апологетичность (выбирая общую заданную линию, в дальнейшем идеология не способна к самокоррекции под влиянием жизненных требований; постепенно процесс творчества на идеологическом уровне превращается в производство идеологем).
Глава 2. Политическая идеология и журналистика
Быстрое и интенсивное развитие журналистики поставило перед обществом новые условия, согласно которым необходимо внимательно рассмотреть тесную связь между журналистикой и политической идеологией государства. Как и всякому работнику, журналисту, который берется за дело, необходимо иметь представление о то, к какой цели он должен и хочет прийти.
Возникшая в 17 веке журналистика сразу же заняла позиции как социальный и политический институты. Такие условия диктовало общество того времени и его потребности. Особый интерес журналистика вызвала у политических деятелей. Они поняли, что данная отрасль является отличным средством манипуляции общественным мнением, а также способом управления обществом. Начиная с 19 века, журналистика стала отличным средством для того, чтобы ориентировать человека в политической среде так, как это было необходимо политическим элитам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеология – это четко сформированная система взглядов и представлений, а также идей, которые выражают интересы общества. Что касается политической идеологии, то она концентрирует свое внимание на политических идеях и интересах. Принято считать, что абсолютно любая политическая идеология имеет свою точку зрения на то, как протекают те или иные политические или социально-экономические события. Также у данной идеологии есть свои методы решения поставленных целей и задач. Но основная функция сводиться к тому, что контролировать общественное сознание.
Напомним, что политическая идеология выступает за выражение интересов определенной группы, класса или даже целой нации. С помощью тщательно разработанных методов она может внедрять в общественное сознание собственные сформированные оценки и определенные, нужные именно в данный момент, ценностные ориентиры и политические представления. Благодаря такому подходу политическая элита может с легкостью объединять людей на базе общих оценок событий и фактов. Сформировав собственный нормы и критерии оценки событий, политическая идеология организовывает и регулирует поведение людей, основываясь на общепринятых нормах и ценностях.
Часто политологию называют оружием элитарных кругов. Ведь именно политическая элита разрабатывает и внедряют политическую идеологию в массы. Таким образом они пытаются привлечь на свою сторону как можно больше единомышленников, которые и в будущем будут поддерживать их идеи и концепции.
На сегодня в политической идеологии существуют три уровня, на которых она функционирует. Первый из них – теоретико-концептуальный. Он основывается исключительно на теории, рассказывая и показывая обществу о том, какие идеалы и ценности сегодня существуют, а также формирует основные положения развития.
Второй уровень - программно-политический – уже выступает с активными действиями. Именно на этом этапе все концепции и идеи превращаются в призывы и лозунги, формируется нормативная база для принятия будущих решений.
Третий, и последний, актуализированный уровень. Этот уровень можно назвать контрольным. Она следит за тем, насколько хорошо и качественно были усвоены гражданами все разработанные идеи, цели и принципы идеологии. Именно здесь можно определить, насколько сильно влияет и влияет ли вообще созданная идеология на общественные массы.
Как и многое в нашем мире, идеология, прежде всего, основывается на ценностях. Это такая система ценностей, которая выступает в качестве политического мировоззрения, имеет существенную силу веры и может совладать в острыми кризисными явлениями.
Ценностному или идеологическому сознанию на сегодня присущи несколько критериев. Во-первых, спекулятивность. В данном случае идеи выглядят во много раз глобальнее, чем проблемы, которые они решают с одной стороны это кажется высокопарным. Но с другой, в такой обстановке плакатов и призывов человек чувствует свою максимальную значимость для данного общества.
Во-вторых, догматичность. Все ценности, с которыми приходится работать, не являются чем-то, чем можно оплатить услуги или получить материальную выгоду. Они представляют большую значимость сами по себе.
1. Политическая идеология: сущность, характеристика, функции / Политология [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie/politicheskaya-ideologiya-sushhnost-funkcii. – Дата доступа: 5.01.2018
2. Основы политической идеологии, их типы и формы / Все о политике [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskaya-ideologiya.html. – Дата доступа: 5.01.2018
3. Функции политической идеологии / Завтра сессия [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=111. – Дата доступа: 5.01.2018
4. Журналистика и политические идеологии / Реферат 911 [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://referat911.ru/Jurnalistika/zhurnalistika-i-politicheskie-ideologii/596263-3493742-place1.html. – Дата доступа: 5.01.2018
5. Грачев, В. Г. Информационные технологии борьбы в российских условиях / В. Г. Грачев. – Москва: Полис, 2000. – 15 с.